Склад запасных частей ООО "Профессионал"

Достойная замена
Обзор российского рынка запчастей тяжелой техники

Вечный вопрос: что первично – машина или составляющие ее части? Продажа любых моделей техники прекращается, как только им на смену приходят более современные модификации. Тем не менее запчасти к снятым с производства машинам продаются еще в течение долгого периода времени и надолго переживают оригинальную конструкцию.

Специализированные предприятия по производству запасных частей и комплектующих предлагают свою продукцию зачастую по более низким ценам, чем изготовители спецтехники, на складах которых к тому же не всегда можно найти детали стандартизированного ассортимента. Причина в том, что стандартные части, такие как форсунки, фильтры, типовые подшипники и т. п., в большом количестве поставляются на рынок многочисленными производителями со всего мира, а заводы-производители сами выступают в роли их покупателей. То же самое можно сказать о прокладках, рукавах, деталях сцепления и тормозов, амортизаторах, вентиляторных ремнях, колесных дисках, отдельных деталях двигателей, топливной и гидравлической аппаратуры, глушителях, серийное производство которых может быть налажено практически на любом предприятии соответствующего профиля. Более сложные комплектующие, такие как мосты, редукторы, гидротрансформаторы, коробки передач, поставляются на рынок малым количеством высокотехнологичных предприятий, но все равно находятся в свободном доступе, как и большинство остальных частей. Потребителями всех этих запчастей (возможно, за некоторым исключением) наряду с заводами-изготовителями являются независимые поставщики. Последним удается поддерживать более разумный уровень цен благодаря высокой оборачиваемости, отсутствию на складах позиций с низкой ликвидностью, а также оптимальным расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

В рыночных условиях оригинальные запасные части конкурируют с неоригинальными аналогами, частями, бывшими в эксплуатации и восстановленными деталями. Предприятия, занимающиеся изготовлением неоригинальных запасных частей, не всегда соблюдают стандарты изготовителей-«оригиналов», и качество при этом не гарантируется. Предприятия-имитаторы обычно выпускают только узкую и наиболее ликвидную номенклатуру, что позволяет им продавать свою продукцию по ценам, намного более низким, чем цены у основных поставщиков. Надо отметить, что не все детали и узлы в силу своей конструкции и уровня сложности могут быть изготовлены имитаторами с рентабельностью, которая позволяет конкурировать с оригинальными запчастями. То же самое относится к редко заменяемым деталям. К наиболее часто требующимся запасным частям можно отнести фильтроэлементы, поршни, поршневые кольца, стартеры и их составляющие, генераторы, распределители зажигания, диски сцепления и т. п. Выключатели, провода, крепеж, трубки, шланги можно подобрать самостоятельно и доработать в мастерской при необходимости.

Игроки рынка

Насыщенный рынок запчастей для строительной и специальной техники объединяет несколько категорий игроков. Крупнейшие международные компании – поставщики ключевых запчастей помимо непосредственно продукции предлагают собственные системные решения для производителей, которые существенно меняют облик машин за счет уменьшения массы и габаритных размеров комплектующих. Такие компании, как Bosch Rexroth, сделали подобный подход во взаимоотношениях с производителями своей моделью бизнеса и залогом успеха, часто выступая инициатором новых тенденций в развитии подобных машин. Например, функциональный модуль Hydraulic Fly Wheel позволяет аккумулировать неиспользуемую кинетическую энергию двигателя внутреннего сгорания, которая при необходимости может быть применена для выравнивания расхода мощности или для ее резкого кратковременного наращивания. Гидростатический привод вентилятора с электронным управлением Bosch Rexroth Fandrive поддерживает оптимальную рабочую температуру ДВС даже при жестких условиях эксплуатации, обеспечивая, таким образом, снижение расхода топлива до 5%. Еще один пример: оптимизация взаимодействия дизельных двигателей и гидравлической системы за счет функционального модуля Diesel Hydraulic Control (DHC), который повышает общую эффективность и поставляет требуемое количество энергии.

Компоненты Bosch Rexroth для гусеничных экскаваторов

Являясь поставщиком гидрокомпонентов для таких производителей спецтехники, как Caterpillar, John Deere, Komatsu, Liebherr и др., компания Bosch Rexroth активно расширяет свое присутствие на рынке запчастей для постгарантийного обслуживания спецтехники, поставляя оригинальные запасные изделия и компоненты – насосы, моторы, гидрораспределители и редукторы для множества моделей экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров, катков и другой техники.

Другой пример: компания Eaton, которая уже более 40 лет выпускает на мировой рынок строительной и дорожной техники изделия, предназначенные для пневматических и гидравлических систем. Eaton предлагает полную линейку рукавов, быстроразъемных соединителей, шарнирных соединений, переходников и трубных фитингов, труб и принадлежностей по параметрам, задаваемым заказчиком. Компания располагает набором технических решений для повышения производительности существующего оборудования за счет внедрения передовых технологий для строительной техники любого типа. Eaton обеспечивает поддержку собственных продуктов через дистрибьюторскую сеть, насчитывающую более 12 000 центров по всему миру. Запасные детали и узлы Eaton отвечают тем же строгим стандартам, что и оригинальные продукты, которые они заменяют. Ассортимент компании включает аксиально-поршневые насосы и моторы для среднего и тяжелого режимов работы, ремонтные комплекты для аксиально-поршневых насосов и моторов, вращающиеся узлы и блоки поршней. Производство сертифицировано по стандарту ISO 9001:2000.

Технология HFW (Hydraulic Fly Wheel)

Такие производители, как, например, итальянская группа компаний Bondioli & Pavesi, стараются расширить ассортимент для максимального удовлетворения запросов заказчиков. Группа состоит из тринадцати предприятий, каждое из которых специализируется на разработке и изготовлении определенных компонентов силовой передачи. Линейка продукции включает карданные передачи, коробки передач, коробки передач с параллельными валами, редукторы для специального применения, шестеренные насосы и моторы, аксиально-поршневые насосы и гидромоторы, блоки управления, распределители, картридж- клапаны и встроенные клапаны, элементы сервоконтроля, блоки питания и теплообменники.

Итальянская компания Europe Tractor Parts (ETP) специализируется на поставках запасных частей для тяжелой строительной техники ключевых брендов: Komatsu, Hitachi и Caterpillar. Свою деятельность компания начала в 1978 г. В рамках совместного проекта с российским партнером при участии Europe Tractor Parts был создан один из крупнейших в России складов запасных частей, на котором постоянно хранится несколько тысяч наименований, а на центральном складе в Италии их количество достигает 30 000. Зарегистрировавшись и получив доступ онлайн, можно проверить наличие и стоимость запчастей на складе в любое время суток. Для получения информации нужно ввести каталожный номер и необходимое количество.

 Насос серии A4VG – одно из  самых популярных решений для мобильной техники

Существуют компании, которые специализируются на изготовлении частей для единственного бренда. Так, Costex Tractor Parts (CTP) уже более 30 лет занимается производством и продажей новых запасных частей для техники Caterpillar (за последние годы в каталог CTP добавились некоторые позиции Komatsu). Детали марки СТР подвергаются процессу тщательной проверки качества, который состоит из трех этапов: при получении деталей, на этапе упаковки и в процессе отгрузки. Обширный каталог компании включает детали выхлопной системы, турбокомпрессоры, подшипники, ремни и рукава, детали тормозной системы, части кабины, в том числе приборы, части системы охлаждения, детали электрической системы, двигателя и топливной системы, системы гидравлики и ходовой части, фильтры, уплотнения и т. д.

Компания «Профессионал» из г. Иваново предлагает широкий ассортимент запасных частей для экскаваторов и бульдозеров Komatsu, Caterpillar, Hitachi, Hyundai, Volvo, Liebherr, JCB, Doosan, Shantui, Terex, Case, John Deere. Компания изготавливает оси, втулки, пальцы для рабочего оборудования, а также всегда в наличии наиболее востребованные элементы ходовой части: гусеничные цепи, крепеж, направляющие колеса и механизмы натяжения, опорные и поддерживающие катки, звездочки и сегменты. Предлагаются коронки, зубья и адаптеры Esco (США), MTG (Испания), Hensley (США), BYG (Испания), NBLF (Китай).

Компания «Профессионал» изготавливает РВД высокого качества в самые короткие сроки.

Возможна также узкая специализация компании не по бренду, а по номенклатуре. Например, к одной из наиболее востребованных позиций на рынке можно отнести стартеры и генераторы. Московская компания «Вольтаж» – оптовый поставщик стартеров, генераторов и комплектующих для строительной и специальной техники с ассортиментом продукции, включающим изделия от Bosch, Valeo, Cargo, Denso, Prestolite и других марок. Кроме того, компания «Вольтаж» занимается оптовыми продажами подшипников для стартеров и генераторов, на складе всегда в наличии ступичные подшипники, подшипники кондиционеров от ведущих мировых производителей: NSK, FAG, NTN, PFI, INA, KOYO и т. д.

Склад запасных частей ООО «Профессионал»

Еще одна категория – компании, которые занимаются разборкой машин, сданных в металлолом, и предлагают пригодные для дальнейшего использования детали и узлы, а также их коллеги, восстанавливающие изношенные детали и агрегаты машин. Последний вид деятельности набирает популярность в мире. Многие крупные изготовители техники создали системы сбора и ремонта бывших в эксплуатации узлов и деталей по передовым технологиям и с гарантией высокого качества. Восстановленные агрегаты и детали продаются дешевле, чем новые, а гарантийный срок на них сопоставим с гарантией на новые изделия. Обменный фонд, созданный с помощью таких частей, особенно актуален для ремонта дорожно-строительной и землеройной техники, эксплуатирующейся в отдаленных районах.

Насыщенный рынок и высокая конкуренция в сфере продаж запасных частей требуют от поставщиков максимальной концентрации ресурсов. В условиях, когда качественные запчасти можно купить не только у официального дилера, но и у независимого поставщика, в выигрыше остается потребитель. Однако возникает другая проблема. Поскольку ассортимент предлагаемой продукции огромен, а диапазон уровня качества чрезвычайно широк, сделать правильный выбор достаточно сложно, да и далеко не все поставщики поддерживают гарантию на свои продукты.

Таким образом, рынок запасных частей можно разделить на несколько сегментов. Глобальные компании с многолетним опытом работы стараются предлагать не просто запчасти, а комплексные решения, направленные как на улучшение характеристик машины, так и на повышение квалификации оператора. Крупные специализированные поставщики обеспечивают свое преимущество за счет широкого ассортимента запасных частей для нескольких брендов. Мелким компаниям трудно выдержать конкуренцию, особенно в период спада продаж – держать значительный товарный остаток на складе им просто не под силу, вследствие чего они вынуждены переходить в режим работы «под заказ», что приводит в итоге к простоям техники и к серьезным убыткам эксплуатирующих организаций.

В итоге можно отметить, что работа с запасными частями требует от компании, выбравшей данный вид деятельности, высокой организации, современных технологий и высококвалифицированных кадров. Крупные авторизованные компании с высоким уровнем инвестиций и многолетним опытом работы (нередко работающие в связке с иностранными компаниями) обладают такими ресурсами и постепенно вытесняют с рынка обычных посредников, которые работают только с быстрореализуемой номенклатурой высокого спроса и не соответствуют ожиданиям сегодняшних потребителей.