Снимок на память: директор музея Ральф Ангестам (справа) и автор на площадке открытой экспозиции Munktell Museum

Имени Йохана Мунктелла
Уникальное собрание раритетной техники Volvo Construction Equipment

Александр Трохачёв, фото автора

Вблизи трассы Е20 Оребро–Стокгольм, почти в центре небольшого городка Эскилстуна есть знаменитый музей специальной техники Munktell Museum. По сути, это национальная гордость шведов, поскольку ни в каком другом месте нет такого уникального собрания раритетной техники Volvo Construction Equipment.

Если не знать, что именно находится за старыми кирпичными стенами, здешние постройки легко можно принять за дореволюционные лабазы. На эту мысль наводит и существование небольшой водной артерии – речушки, на берегу которой и прописался музей. И только поразительная чистота и ухоженность территории, отсутствие суеты и снующего транспорта выдают статус места: на складах позапрошлого века трудно представить идеальный порядок и заповедную тишину. Под сводами музея и на открытой площадке собрано свыше 100 экспонатов: катки, локомобили, комбайны, велосипеды, тракторы, погрузчики, экскаваторы, самосвалы и многое другое.

В музее собрана приличная коллекция миниатюрных моделей шведской спецтехники Volvo в масштабе 1:50, очень популярном в Старом Свете. Желающим сохранить память об увиденном предлагаются копии больших машин в магазинчике сувениров, который находится слева от входа. Цены умеренные

В музее есть уголок легендарного шведа, в честь которого и назван музей. Здесь есть и личные, и семейные, и производственные фотографии человека по имени Johan Theofron Munktell (1805–1887 гг.). Согласно летописи, он оставался активным производственником до последних дней, хотя и имел право на спокойную, обеспеченную старость.

Из старых фото и архивных документов музея, развешенных на крупных настенных стендах, можно узнать, что с 1950 года BolinderMunktell была переименована в BM Volvo. Для бренда начался один из самых удачных периодов. Машины, сделанные в Эскилстуне, были на высоте своего времени, но если оценивать их с колокольни третьего тысячелетия, то до совершенства им далеко. Например, на просмотре документального демонстрационного фильма в маленьком зале неизменно вызывают дружный смех кадры, в которых водитель в кабине колесного погрузчика ХХ века скачет на небольших ухабах как мячик – от сиденья до потолка.

На трактор Munktells 20-24 1917 года с косыми металлическими грунтозацепами на ведущих колесах был выдан национальный шведский патент на изобретение
Родоначальник шведских тракторов – 8,3-тонный Munktells 30-40 образца 1913 года. Будь он русским, ему бы наверняка дали былинное имя Илья Муромец. Достаточно сказать, что ведущие колеса выше взрослого человека большого роста, 30-сильный двигатель позволял развить скорость 4,4 км/ч
На раме автогрейдера Munktell Typ 30 в топовой комплектации отштампована крупная надпись Domnarfvet N.P.24. Темно-зеленый цвет для окраски выбран не случайно: он очень практичен. Катафоты же на раме появились позже
Ржавый грейдер Munktell Typ 22&30 1920-х годов стоит на открытой площадке особняком. Он замер то ли в ожидании реставрации, то ли для постановки на освободившееся место рядом с таким же, уже отреставрированным трудягой
Заводская табличка свидетельствует о том, что перед нами – второй экземпляр паровоза «Förstlingen», изготовленного в Эскилстуне в 1853 году. Поразительно, как шведам удалось сохранить такой раритет: в 2008 году он справит свой 155-й день рождения! Трудно сказать, сколь долго ему пришлось трудиться на просторах Скандинавии, но сейчас он ездит по короткому отрезку пути, заасфальтированному с обеих сторон, на протяжении неполных 100 метров...
Locomobile 1903 года – своего рода попытка приспособить рутьер для дорожных работ. О его реальных размерах можно судить по габаритам велосипеда той поры, припаркованного рядом. Хотя это еще не самый большой локомобиль в экспозиции
157-сильный автогрейдер BM-Volvo VHK 310 c шириной захвата отвала 3,65 м и гидромеханической трансмиссией поступил в свободную продажу в 1965 году. Был востребован не только в Швеции, но и в Норвегии, Финляндии и других странах Европы. Заложенные в нем удачные решения нашли свое развитие в более поздних моделях
Этот форвардер Volvo BM SM 462 Nalle 1972 года с КМУ ÖSA 340 честно отработал положенный срок в шведской тайге и прибыл в музей своим ходом, прихватив «на дорожку» охапку ценной скандинавской древесины
Легендарный 10-тонный «сочлененник» Volvo BM DR631 Gruskalle оснащен 65-сильным трехцилиндровым дизелем BM1113A. Серийное производство самосвала велось с 1965 по 1968 гг. В отличие от старых моделей, когда кузов и диски колес красили разной краской, его обода и кузов одного цвета
На открытой площадке нет табличек «Руками не трогать!». Колесный погрузчик Volvo BM LM841 предоставляет возможность всем желающим не просто заглянуть под капот, но и посидеть за рычагами управления в кабине
Сочлененный Volvo BM DR860TL, выпущенный 30 лет назад подразделением VME Articulated Haulers AB. Успех этой модели связан с увеличившимся спросом у строительных организаций на внедорожную технику
Сочлененный гусеничный транспортер BM-Volvo Bandvagn 202 образца 1961 года поставляли не только для нужд гражданских ведомств, но и для шведской армии. Мне довелось водить такую же машину на севере Швеции, и могу сказать, что управлять ею – одно удовольствие. А проходимость не хуже, чем у танка, при этом может развивать скорость до 40 км/ч

Адрес музея:

Munktellstorget 3, SE63343 Eskilstuna, Sweden.

Тел.: +46 16 152139, +46 16 151375,

факс: +46 16 152986

munktellmuseet.volvo.com

Режим работы:

пн–пт – 10.00–16.00;

первая суббота каждого месяца – 10.00–16.00,

вс – 13.00–16.00.

Входной билет:

взрослый – 20 крон;

школьный (студенческий) – 1 крона.

 

 

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ История Volvo
Александр Трохачёв Грузовик Пресс 09'2007 27 февраля 2008

Комментарии (0)