Внимательность и проверка истории эксплуатации: пошаговое руководство по выбору грузовика с пробегом

Покупка грузового автомобиля – это большие вложения, которые требуют внимательности. К выбору грузовика нужно отнестись еще более тщательно, чем к выбору легкового автомобиля: и из-за большей стоимости ремонта, и из-за множества других нюансов, о которых подробно рассказали эксперты «Автотеки».
Подготовлено экспертами «Avito.ru»

Просмотр объявлений

При выборе грузового автомобиля возраст и пробег имеет куда меньшее значение, чем при покупке легкового. Грузовики изначально рассчитаны на тяжелые условия эксплуатации, поэтому их двигатели имеют большой ресурс: магистральный тягач может проехать 1,7–1,8 млн километров до первого капитального ремонта.

Капремонт можно дополнительно отсрочить, заменяя по мере необходимости отдельные узлы. Так что при одинаковом техническом состоянии переплачивать за меньший пробег не имеет смысла. А вот на доступность ремонта и эксплуатационные расходы обратить внимание стоит.

На рынке есть три категории продавцов: частные лица, небольшие грузоперевозчики и крупные транспортные сети. Большая часть предложений исходит от крупных компаний – они стараются регулярно обновлять парк у дилеров и продают автомобили с истекшим гарантийным сроком. Как правило, у таких грузовиков соблюден регламент техобслуживания, и при ремонте для них использовали оригинальные запчасти. Такой грузовик будет самым подходящим вариантом.

Еще один важный фактор: экологический класс грузовика. Если легковые автомобили класса Euro 3 могут ездить в городе, то для грузовых транспортных средств условия жестче – требуется класс не ниже Euro 5. Эти стандарты регулируют содержание оксида азота и сажи в выхлопных газах.

А вот на что не обязательно смотреть, так это на внешний вид автомобиля в объявлении. Продавцы грузовой техники редко беспокоятся о презентабельности фотографий, справедливо полагая, что технические характеристики для грузовиков куда важнее внешнего вида.

Проверка истории транспортного средства

Когда вы просмотрели десятки объявлений и сузили круг выбора до конкретных кандидатов, пора переходить к проверке их юридической чистоты и истории ДТП. Можно воспользоваться открытыми базами данных ГИБДД нотариусов и страховых компаний или услугами сервисов-агрегаторов, например «Автотеки».

В «Автотеке» и других подобных сервисах собраны данные из баз государственных учреждений, импортеров и производителей грузового транспорта, официальных дилеров, независимых станций технического обслуживания, бюро кредитных историй, федеральной нотариальной палаты, банков, страховых компаний и Авито. Грузовой автомобиль можно проверить по его идентификационному номеру (VIN).

Сервисы позволяют проследить всю историю автомобиля с момента регистрации: количество владельцев, пробег, участие в ДТП, страховые выплаты и данные о расчетах ремонта – эти сведения могут косвенно указать на техническое состояние грузовика. Также будет доступна юридическая информация: залоги, аресты, штрафы и другие ограничения.

Личный осмотр

При личном осмотре грузовика нужно прежде всего проверить номера: идентификационный (VIN), рамы и кузова. Если всё в порядке (как и с документами), можно переходить к более тщательному осмотру рамы. На ней не должно быть вмятин и трещин, следов глубокой коррозии или нештатной сварки. Если выбор пал на иностранный LCV, у которого несущий кузов вместо рамы, в первую очередь смотрите на лонжероны, а потом на силовой каркас.

Следы ремонта на кабине можно обнаружить по сварочному шву: заводской обычно точечный, а ремонтный – сплошной. Свежая окраска в местах сварки тоже бывает хорошо заметна и может говорить о недавней починке.

Стоит также осмотреть двигатель и турбину. На двигателе не должно быть масляных потеков, турбина, патрубки и интеркулеры тоже должны быть чистыми. По возможности хорошо бы проверить компрессию в двигателе, осмотреть зеркала цилиндров эндоскопом и протестировать топливную систему.

После визуального осмотра можно оценить работу двигателя на практике: при заведенном двигателе грузовик должен уверенно набирать обороты. Если он троит и вибрирует, это свидетельствует о какой-то неисправности. Также стоит проверить, где схватывает сцепление, если выжать его при полных оборотах и постепенно отпускать педаль – это позволит оценить его исправность и ресурс диска. И нужно сразу обратить внимание на работу электроники в кабине – бортовой компьютер или панель управления должны быстро включаться и реагировать на команды.

На следующем этапе нужно продиагностировать коробку передач, карданную передачу (если она есть) и ведущий мост. Еще один обязательный этап – осмотр колес, ведь если уже после покупки с ними возникнут проблемы, 6–9 новых шин и колесных дисков обойдутся недешево.

Хорошо бы также пригласить опытного диагноста, который профессионально осмотрит грузовик и оценит не только его общее техническое состояние, но и износ узлов и агрегатов, который невозможно проверить визуально. Другой вариант – оплатить диагностику грузовика в независимом СТО.

 

Сохраняйте бдительность на всех этапах покупки! Важно не только с умом выбрать автомобиль и тщательно проверить его историю и техническое состояние, но и правильно оформить сделку. А оплачивать покупку можно только по факту договора купли-продажи – предоплаты и авансы недопустимы.