000.jpg

Конференция «Электромобили 2021»

Электромобили в России: проблем пока больше, чем решений

18 ноября в Москве состоялась конференция «Электромобили 2021», в которой приняли участие специалисты, занимающиеся аналитикой рынка электрического транспорта, представители Департамента развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, компаний-производителей электрических транспортных средств, а также компонентов и инфраструктуры для них, компаний-операторов сетей зарядных станций для электротранспорта и компаний, занимающихся утилизацией электрических батарей. Организатором конференции выступила компания CREON Conferences.
Фото CREON и производителей техники

Участники конференции отметили, что Евросоюз поставил целью полностью запретить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к 2030–2040 гг. В России в августе 2021 г. была принята концепция развития электрического автотранспорта на ближайшие десять лет: и легковых, и коммерческих грузовых автомобилей и автобусов. Речь в ней идет не только о развитии зарядной инфраструктуры и предоставлении субсидий автопроизводителям, но и о стимулировании спроса на электромобили и повышении доступности их сервиса.

Участниками конференции было отмечено, что электрификация грузового транспорта находится пока на начальной стадии. На рынке уже появились массовые модели электрических легких коммерческих автомобилей, но грузовики средней и высокой грузоподъемности составляют пока только 9% мирового парка транспортных средств. Однако вредные выбросы СО2 от средне- и большегрузных автомобилей составляют 39% от вредных выбросов всех транспортных средств. Таким образом, электрификация среднего и тяжелого грузового автотранспорта – насущная задача ближайшего времени.

Батареи. В России нет собственного производства батарей для электротранспорта. Много собственных месторождений лития, но не налажена его добыча, литий даже импортируется. Относительно стоимости батарей для электротранспорта (и в том числе грузовиков) мнения экспертов разошлись. Некоторые считают, что батареи дешевеют и вместе с ними становятся доступнее и сами электромобили, но другие придерживаются мнения, что батареи продолжают дорожать и это сдерживает развитие электротранспорта.

01.jpg

При производстве батарей используется литий, а на производство лития затрачивается много воды. К тому же после переработки старых батарей вторичный литий уже нельзя использовать для производства новых батарей. Поэтому с ростом электротранспорта и производства батарей «зеленые» несомненно будут требовать прекращения производства лития. Необходим переход на другие материалы.

При переработке старых батарей также существует проблема – несоответствие маркировки и того, что действительно находится внутри батареи, особенно у китайских батарей, а это практически все, что есть на рынке. Состав металлов может отличаться от заявленного (в кобальте примесь более дешевого марганца и т.д.), причем отличаются и партия от партии батарей одной модели. При таком положении сложно организовать, и тем более автоматизировать переработку батарей.

Зарядные станции. По станциям зарядки электромобилей также отмечен ряд проблем: их мало, их мощность мала, иногда к ним нельзя подъехать, так как место занимает автомобиль с ДВС. Есть проблема унификации: несовместимость автомобилей разных производителей с зарядными станциями разных производителей, причем несовместимость и техническая, и программная (нельзя посчитать количество проданной электроэнергии). В мире нет ни одной коммерчески успешной сети зарядных станций, пока что все они нуждаются в помощи государства.

 

Конференция получилась очень интересной и информативной. Хотелось бы пожелать почаще организовывать такие полезные для специалистов отрасли форумы.