Малые парогрузовозы в ретростиле

При маломасштабных дорожно-строительных или дорожно-ремонтных работах небольшими грузовичками можно доставлять в рабочую зону песок, гравий и асфальт. Малая грузовая автотехника – это и мобильная платформа для бензиновых или дизельных электростанций, широко используемых в дорожном строительстве. Полив улиц и тротуаров, перевозка воды и технологических жидкостей. В этом деле пригодятся малообъемные автоцистерны. Вся эта техника оснащается двигателями внутреннего сгорания. Однако в недалеком прошлом история запечатлела их функциональные аналоги, но… с паровой тягой и созданные для души!

Из глубины веков

Еще со времен великого итальянского титана искусства и техники Леонардо да Винчи (XV–XVI вв.) чистая механика восхищала. Но оказывается, что в XXI столетии находятся любители техники, которым хочется отдохнуть душой от модных электронных цифровых технологий и обратить свои мысли к механической классике. Торжество механики, и еще с силой водяного пара, настраивает изобретателей на философское мышление по отношению к автомобильной технике. Вот тогда-то любая спешка и принцип «сел в кабину, завел мотор, и пошла работа» уходят далеко в прошлое. Что же из этого получилось у автолюбителей, почитающих паровозные технологии на колесном ходу в сфере малой специальной автомобильной техники?

Генератор можно заменить колесами

Вся мощь водяного пара

Автору этих строк доподлинно не известно, кто те изобретатели, что придумали поставить под капот небольшого грузовичка две паровые поршневые машины, которые не имеют совершенно никакого отношения к автомобильному транспорту. Установленные машины использовались раньше для привода генераторов электрического тока на судах, а схема их соединения между собой походит внешне на поперечно-компаундную, как у известного английского парового поршневого двигателя Ферранти (Ferranti steam engine), используемого на электростанциях в начале XX столетия.

Попробуйте представить, как эффектно выглядела конструкция, возвышающаяся двумя цилиндрами V-образного расположения, вместо крышки капота прямо перед лобовым стеклом кабины водителя! Часть кузова за кабиной умельцы приспособили под вертикальный паровой котел с арматурой и под бочку, по всей видимости, для топлива. Осталось еще место для полезного груза. А ржавчина и потертость придали автомобилю вид конструкции, видавшей не одну сотню километров пути на своем транспортном веку до перехода на паровую тягу. Стоит заметить полное отсутствие теплоизоляции на паропроводах, у паровых машин и котла. На автомобильном шоу в городе Мурдо (штат Южная Дакота, США) такой грузовоз привлек большой интерес зрителей.

А вот что получилось у зарубежного любителя автопаровозной техники Кенни Хоука с единомышленниками из штата Пенсильвания (США), можно увидеть воочию. Эта, в сущности, автоцистерна и тягач под названием «ЛокоХоук» на колесном шасси внедорожника Jeep Wrangler Unlimited 2008 г. работают на керосине, сжигаемом под паровым котлом. Последний снабжает водяным паром поршневой двигатель. Колесное чудо «наполовину – паровоз, наполовину – автоцистерна» может двигаться практически по любым автомобильным дорогам, извергая в стороны отработавший пар. Кстати, звуковой сигнал у «ЛокоХоука» работает по-паровозному, как паровой свисток.

Паровая автоцистерна

Очень малый пар

Не менее интересно, что сотворил со старым грузовичком Land Rover Mildred инженер и любитель паровых машин и железнодорожной техники прошлого Фрэнк Ротвелл из города Олдема (графство Большой Манчестер, Англия). Справедливости ради нужно заметить, что колеса у грузовичка Фрэнк оставил прежними (для передвижения по автомобильным дорогам). Зато появилась паровозная труба, которая возвышается из капота, поскольку двигатель внутреннего сгорания уступил место силовой установке с паровой поршневой машиной, а бензин как топливо не выдержал никакой конкуренции с углем. Нельзя сказать, что колесное грузотранспортное средство в чем-то действительно выиграло от переделки в ретростиле. Разве что углем, дровами либо другим твердым топливом вместо бензина заправлять можно.

Механик и теплотехник Ф. Ротвелл демонтировал штатный бензиновый двигатель мощностью 74 л.с. и рабочим объемом 2,25 л. Вместо него поставил силовую установку с горизонтальными котлом паровозного типа и паровой машиной. Расход теперь уже угля составил около 45 кг/ч. Максимальная скорость движения «модернизированного» грузовоза Land Rover Mildred с очаровывающей дымовой трубой может достигать поистине «паровозных» 24 км/ч, как во времена рассвета паровой тяги на железных дорогах. Чтобы снарядить паровой грузовичок к выезду, нужно заправить его не только топливом, но и водой. Зато в дороге и на работе с дымком и угольком будете чувствовать себя «машинистом» парового «локомотива».

Парогрузовоз, похожий на паровоз

Паровая философия

Небольшие паровые грузовички, о которых было рассказано, сделаны действительно для души энтузиастами, готовыми сотни часов напролет возиться с поршнями, шатунами и цилиндрами, кранами и задвижками, золотниками и клапанами, дымогарными трубами котлов, паропроводами и прочими атрибутами техники паровой эпохи. Только философский смысл во всем этом гораздо глубже. Паровой автомобиль настраивает человека на осмотрительное отношение к технике и побуждает чувствовать работу каждой детали.

Паровая классика для вдохновения автолюбителей