Оценим быстро и точно

Методика упрощенной оценки технического уровня и качества сельхозтракторов

Зачастую при выборе моделей сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов), а также анализе их технического совершенства необходимо быстро и в то же время весьма точно провести предварительную реальную оценку их технического уровня и качества. Для этого целесообразно использовать не полный комплекс всех существующих технических показателей, а лишь важнейшие из них, привязанные только к их основным узлам и агрегатам и тем не менее являющиеся вполне достаточными для оценки технического уровня и качества современной тракторной техники. Этому в сжатом виде и посвящен материал данной статьи.

Так, для предварительного анализа технического уровня и качества современных тракторов всех известных компоновок, в том числе 4К2 (традиционной с передними неведущими колесами меньшего, чем задние ведущие, размера), 4К4а (традиционной с передними и задними ведущими колесами, задние из которых большего размера, чем передние), 4К4б (интегральной с передними и задними ведущими колесами одинакового размера), 4К4б’ (нетрадиционной с передними и задними ведущими колесами одинакового размера и шарнирно-сочлененной рамой), а также гусеничных тракторов, вместо полного перечня всех технических показателей, используемых для такого анализа, оказывается, вполне возможно оценивать эти тракторы существенно меньшим количеством показателей, причем без значительного ухудшения качества и результативности такой оценки.

Ранее при полной, более трудоемкой оценке технического уровня и качества изготовления продукции тракторостроения оцениваемые технические показатели, как правило, брались из Межгосударственного стандарта ГОСТ 4.40–84 «Cистема показателей качества продукции. Тракторы сельскохозяйственные. Номенклатура показателей» с большим количеством показателей (всего более 45), в том числе не только основных (чисто конструктивных по узлам, агрегатам и системам), но и дополнительных (второстепенных), таких как размерные показатели, показатели надежности, патентно-правовые и др., которые фактически обязательны только на самом конечном этапе создания трактора.

Таблица 1. Оценка технического уровня колесного трактора Агромаш 180 ТК (4К4а)
Показатели, размерность Отечественный трактор Агромаш 180 ТК Зарубежный аналог Claas Axion 820
Мощность эксплуатационная, л.с. 181 183
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/л.с.ч 154 150 (оценка)
Коэффициент приспособляемости, % 40 40
Тип впрыска топлива С непосредственным впрыском С электронным управлением
Тип трансмиссии С автоматическим переключением передач на ходу С автоматическим переключением передач под нагрузкой
Максимальная скорость, км/ч 48 50
Наличие тормозов на задних и передних колесах Штатно Штатно
Максимальное давление в гидросистеме, МПа 20 20
Максимальная грузоподъемность задней навесной системы, кг 7700 6251
Уровень шума в кабине, дБ(А) 84 (оценка) 74
Наличие автоматического электронно-гидравлического регулятора задней навесной системы По заказу Штатно
Наличие автоматической системы вождения Штатно Штатно
Наличие пневмо- или гидропривода торможения прицепа По заказу (оценка) Штатно
Наличие маятникового прицепного устройства По заказу (оценка) Штатно
Масса эксплуатационная, кг 7000 7238
Удельная конструкционная масса, кг/л.с. 33,45 38,7

Предлагаемая автором оценка тракторов по существу является универсальной и единой для тракторов всех указанных компоновок и поэтому одинаково справедлива для каждой из них в равной степени, учитывая, что тракторы этих известных компоновок оснащаются точно такими же или похожими узлами, агрегатами и системами независимо от особенностей компоновок.

В качестве наиболее важных технических показателей, характеризующих совершенство тракторной техники, предлагается использовать именно такие показатели, которые генерируют в себе целый ряд других, по существу вспомогательных параметров, в том числе взятых от смежных узлов и агрегатов трактора, без которых не могут быть реализованы все эти важнейшие показатели. Например, такой показатель, как максимальная скорость (км/ч), не может быть реализован без применения в конструкции трактора прогрессивных шин колес, знания особенностей развесовки, геометрических размеров ходовой части (базы, колеи, клиренса), других параметров и их взаимосвязи в различных условиях эксплуатации. Такой параметр, как максимальная грузоподъемность задней навесной системы, не может быть реализован в тракторе без современных значений давления и расхода рабочей жидкости, давления открытия предохранительного клапана гидросистемы, длины раскосов и тяг навесного устройства, других показателей и их взаимосвязи.

Кроме того, при оценке должны быть указаны и такие важные параметрические показатели, как эксплуатационные мощность и масса, формально не участвующие в оценке, но тем не менее описывающие принадлежность оцениваемого трактора к тому или иному тяговому классу – главнейшему признаку, характеризующему возможности агрегатирования трактора с комплектом машин-орудий той или иной энергоемкости и ширины захвата.

Таким образом, предлагаемая упрощенная оценка технического уровня и качества тракторов, в отличие от их существующей полной оценки по ГОСТ 4.40–84, учитывает прежде всего техническое совершенство их основных узлов, агрегатов и систем (двигателя, трансмиссии, тормозов, гидравлической и навесной систем, средств и условий труда и автоматизации, а также рабочего оборудования), которые характеризуются не более чем одним/ двумя самыми важными конструктивными параметрами и являются неотъемлемыми составными частями тракторов.

Таблица 2. Оценка технического уровня колесного трактора Кировец К-742 (4К4б’)
Показатели, размерность Отечественный трактор Кировец К-742 Зарубежный аналог John Deere 9420R
Мощность эксплуатационная, л.с. 391 420
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/л.с.ч 157 155 (оценка)
Коэффициент приспособляемости, % 36 38
Тип впрыска топлива С электронным управлением С электронным управлением
Тип трансмиссии С автоматическим переключением передач под нагрузкой С автоматическим переключением передач под нагрузкой
Максимальная скорость, км/ч 36 40
Наличие тормозов на задних и передних колесах Штатно Штатно
Максимальное давление в гидросистеме, МПа 20 20
Максимальная грузоподъемность задней навесной системы, кг 5500 6800–9000
Уровень шума в кабине, дБ(А) 75 72
Наличие автоматического электронно-гидравлического регулятора задней навесной системы По заказу Штатно
Наличие автоматической системы вождения По заказу Штатно
Наличие пневмо- или гидропривода торможения прицепа По заказу По заказу
Наличие маятникового прицепного устройства По заказу По заказу
Масса эксплуатационная, кг 17 500 18 800
Удельная конструкционная масса, кг/л.с. 38,7 41,6

В результате предлагаемая упрощенная оценка состоит из первоочередного набора показателей, минимально включающих, в частности, 7 параметрических и 7 вербальных (непараметрических) показателей, т. е. суммарно 14 технико-экономических показателей, которые приведены ниже:

  • удельный расход топлива при номинальной мощности;
  • коэффициент приспособляемости;
  • тип впрыска топлива;
  • тип трансмиссии;
  • максимальная скорость;
  • наличие тормозов на задних и передних колесах (для колесных тракторов);
  • максимальное давление в гидросистеме;
  • максимальная грузоподъемность задней навесной системы;
  • уровень шума в кабине;
  • наличие автоматического электрогидравлического регулятора задней навесной системы;
  • наличие автоматической системы вождения;
  • наличие пневмо- или гидропривода торможения прицепа;
  • наличие маятникового прицепного устройства;
  • удельная конструкционная масса.

Кроме того, применительно к гусеничным тракторам в указанный перечень общих для всех тракторов основных технико-экономических показателей дополнительно включены еще и такие важнейшие из них, как тип гусеницы, тип механизма поворота, а также давление трактора на почву.

В итоге упрощенная оценка также предполагает осуществление процедуры сопоставления совокупности этих технико-экономических показателей оцениваемого отечественного трактора с аналогичными показателями трактора-аналога ведущей зарубежной фирмы, который выбирается прежде всего с учетом его максимальной близости к оцениваемому отечественному трактору по компоновке, эксплуатационным мощности и массе.

В качестве примеров ниже приведены упрощенные оценки технического уровня и качества отечественной тракторной техники нового поколения, разработанной в последние годы: колесного трактора 4К4а (Агромаш 180 ТК, табл. 1) и трактора 4К4б’ (Кировец К-742, табл. 2), а также гусеничного трактора (Агромаш «Руслан», табл. 3) на основе их сопоставления с лучшими зарубежными аналогами, результаты которых могут представлять определенный интерес для широкого круга экспертов и специалистов тракторостроения.

Таблица 3. Оценка технического уровня гусеничного трактора Агромаш «Руслан»
Показатели, размерность Отечественный трактор Агромаш «Руслан» Зарубежный аналог Challenger MT-765B
Мощность эксплуатационная, л.с. 340 298
Тип гусениц Резиноармированные, оснащенные металлокордом, с треугольным обводом Резиноармированные с обводом заднего ведущего колеса большего диаметра
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/л.с.ч 167 160 (оценка)
Коэффициент приспособляемости, % 40 42
Тип впрыска топлива С электронным управлением С электронным управлением
Тип трансмиссии С автоматическим переключением передач под нагрузкой С автоматическим переключением передач под нагрузкой
Максимальная скорость, км/ч 30 39,6
Тип механизма поворота Гидрообъемный бесступенчатый дифференциальный Гидрообъемный бесступенчатый дифференциальный
Максимальное давление в гидросистеме, МПа 20 20
Максимальная грузоподъемность задней навесной системы, кг 7200 11 758
Уровень шума в кабине, дБ(А) 77 74
Наличие автоматического электронно-гидравлического регулятора задней навесной системы Штатно Штатно
Наличие автоматической системы вождения По заказу Штатно
Наличие пневмо- или гидропривода торможения прицепа По заказу Штатно
Наличие маятникового прицепного устройства По заказу По заказу
Масса эксплуатационная, кг 14 200 14 095
Давление на почву, МПа 0,04 0,045
Удельная конструкционная масса, кг/л.с. 41,8 47,3

Теперь по результатам проведенной оценки технического уровня и качества новых отечественных тракторов можно сказать, что по подавляющему большинству показателей они соответствуют уровню лучших зарубежных аналогов ведущих фирм.

Вместе с тем, несмотря на завершенные НИОКР и проведенные испытания в хозяйственных условиях, положительно оцененные специалистами тракторостроения, новые отечественные тракторы по ряду показателей (трактор Агромаш Т-180 ТК по уровню шума в кабине; трактор Кировец К-742 по грузоподъемности задней навесной системы; трактор Агромаш «Руслан» – по удельному расходу топлива при номинальной мощности, максимальной транспортной скорости и уровню шума в кабине ), по существу, все еще продолжают отставать от уровня аналогичных показателей продукции ведущих зарубежных фирм, что требует от отечественных заводов-изготовителей проведения работ по дальнейшей модернизации указанной новой тракторной техники с выходом по их завершении в самые кратчайшие сроки на современный технический уровень.