Большая стрижка (часть 1)
Косилки и кусторезы для ухода за придорожными полосами

Придорожная территория требует к себе не меньшего внимания, чем само дорожное полотно. Для оптимизации процесса скашивания травы и обрезки кустов, сучьев деревьев применяется специальное оборудование. О нем и пойдет речь.

Любая дорога – сложное с технической точки зрения сооружение. И дело не только в качестве ее покрытия, толщине уложенного асфальта или структуре подложки, но и в обустройстве полос отвода. Деревья и кустарники защищают проезжую часть от порывов ветра, препятствуют попаданию снега и песка на дорожное полотно. Кроме того, зеленые насаждения – это отличный противошумный барьер, который ко всему прочему еще и поглощает углекислый газ, содержащийся в выхлопе автомобилей. Однако за всем этим зеленым хозяйством требуется постоянный уход.

И дело даже не в красоте и эстетике, а в негативном влиянии запущенной растительности на дорогу. Конечно, варианты, когда молодая поросль взламывает асфальт, мы не рассматриваем. Такое наблюдается разве что на заброшенных, ведущих в тупик «аппендиксах», по которым машины ездят крайне редко. Для нас интересны дороги с большой нагрузкой. Так вот, своевременно не скошенная растительность на обочине и в полосе отвода задерживает влагу. Из-за этого происходит чрезмерное насыщение дорожной насыпи водой. И если жарким летом это не имеет значения, то зимой накопленная вода замерзает, увеличивается в размерах, и дорожное покрытие разрушается. Чтобы этого не происходило, необходимо вовремя скашивать траву и попутно обрезать чрезмерно разросшийся кустарник, ветки деревьев и сучья, направленные в сторону дороги.

Законом установлены нормы, в соответствии с которыми траву на придорожных территориях специально высаживают и стригут минимум два раза в год: первый до цветения и второй примерно за месяц до наступления первых заморозков, или же поддерживают ее высоту в пределах 15–25 см. Понятное дело, интенсивность роста зеленой массы напрямую зависит от климатических условий. Где-то трава активно идет в рост после каждого дождя, а где-то выгорает под палящими лучами солнца. Поэтому нормирование по окосу каждая дорожная организация определяет в зависимости от местных условий.

Шасси

Выбор шасси, к которому будут подсоединены рабочее оборудование и специальный инструмент (манипулятор с косилкой или кусторезом), задача довольно простая. А все потому, что у российских эксплуатирующих организаций и спецколонн вариантов выбора, как таковых, практически нет. Большинство косилок и кусторезов наши дорожные службы используют в связке с массовыми колесными тракторами, например, производства российского ОАО «Владимирский моторотракторный завод» (ОАО «ВМТЗ», концерн «Тракторные заводы») и Минского тракторного завода. Данная техника уже давно эксплуатируется многими дорожными компаниями и отлично себя зарекомендовала. А в условиях резкого подорожания валюты отечественная техника стала особенно привлекательной по цене. Дорогущие универсальные спецмашины типа немецкого Unimog со специальной навеской могут позволить себе разве что зажиточные столичные дорожники, да и то увидеть на наших дорогах «немца» с косилкой, кусторезом или ножницами большая редкость.

Рассматривать малосерийные или вообще штучные аналоги немецких машин, которые производятся в ряде стран Европы и некоторыми российскими предприятиями, мы не станем – все это экзотика. Что касается импортных тракторов, то они по большей части приобретаются компаниями сельскохозяйственного сектора.

Итак, основа, на которую ставится специальное оборудование, – колесный трактор, от этого и будем отталкиваться. За точку отсчета также примем специальное оборудование с манипуляторами. Именно оно позволяет обрабатывать большую площадь без перестановки базовой машины.

Как правило, производитель навесного оборудования указывает свои требования к машине-носителю. Часто в технической документации значатся минимальный вес трактора и минимальная мощность его силового агрегата. Логика проста: манипулятор, особенно в момент разложения стрелы и рукояти, на конце которой установлено рабочее оборудование (косилка или кусторез), создает опрокидывающий момент. Чем длиннее «рука» и тяжелее исполнительный механизм, тем этот момент выше. Понятно, что если тяжелое оборудование будет смонтировано на легкий трактор, то он при определенных условиях может просто лечь на бок. И это несмотря на то, что современные машины имеют довольно низкий центр тяжести и обладают хорошей устойчивостью.

С мощностью силовой установки также все просто: на привод манипулятора с косилкой или кусторезом нужно затратить некоторую мощность. Если ее будет недостаточно, то ни о какой эффективной работе машины не будет и речи. Кроме того, стыковать трактор с оборудованием, соблюдая пороговый (нижний предел) по массе и мощности, было бы не совсем правильно. Дело в том, что силовой агрегат, работающий на режиме предельной мощности, изнашивается значительно быстрее, нежели тот, что работает с оптимальной нагрузкой. Кстати, в последнем случае также наблюдается и невысокий расход горючего, что при нынешних ценах на дизельное топливо никак нельзя игнорировать.

Приведем некоторые примеры того, как производители специального оборудования задают требования к базовым машинам, в нашем случае тракторам. Так, манипуляторные косилки Marolin M300-380 монтируются на тракторы с минимальным весом 1200 и 1500 кг и минимальной мощностью 30–40 л.с. Другой пример: специализированная серия косилок Spearhead со встроенной системой Rotorflex мод. TWIGA Flex  6000T требует применения трактора мощностью 130 л.с. и массой 4800 кг. Для применения манипуляторной косилки TWOSE мод. TF500S потребуется трактор с минимальным весом 3500 кг и мощностью силового агрегата от 80 л.с. Завершим цепочку примеров косилкой-кусторезом Power Arm  7700Т компании McConnel (Великобритания). Данное оборудование предполагает совместную работу с трактором минимальной массой 4500 кг и мощностью 75 л.с.

Как видим, прежде чем заказывать то или иное оборудование, необходимо проконсультироваться с техническим специалистом компании-продавца о совместимости имеющихся у вас в наличии тракторов с тем или иным рабочим инструментом. Однако это не все, что нужно знать при выборе косилки и кустореза с манипулятором.

Фронт, бок или тыл?

Манипулятор косилки и кустореза может крепиться к спецмашине с той стороны, где имеется вал отбора мощности (ВОМ) или, как вариант, вал редуктора, крутящий момент на который передает гидромотор. В последнем случае машина должна иметь достаточно мощную и развитую гидравлическую систему. Однако чаще всего привод специального оборудования и оснастки осуществляется именно от ВОМ. В идеале крутящий момент передается одним карданным валом, а не силовой линией, составленной из них. В последнем случае избежать дополнительных паразитных вибраций, передающихся на трактор и специальное оборудование, не удастся. Не будем забывать и про сложность обслуживания длинной передачи, а также проблемы с компоновкой машины.

Споры о том, где именно должен быть закреплен манипулятор косилки и кустореза, вечны. Тем не менее заметим, что возможность закрепить спецоборудование к задней части (стандартная навеска сельхозоборудования), передней плите или одному из боковых силовых элементов рамы машины есть у многих современных, по большей части импортных, тракторов. А поскольку таких машин на российском рынке относительно немного, то и львиная доля продаваемой навески, а в нашем случае косилок и кусторезов предназначена для заднего расположения.

Что касается удобства работы, и в частности наблюдения за исполнительными механизмами и оборудованием, то ряд экспертов сходятся во мнении, что предпочтительнее монтаж манипулятора в передней части шасси (трактора). В этом случае оператору нет необходимости крутить головой, а дорога (обочина, по которой идет спецтехника) и рабочее оборудование находятся в зоне прямой видимости. При установке манипулятора с косилкой или кусторезом на передней плите трактора важно не допустить перегрузки его передней подвески. Распределение действующих на колеса сил будет неравномерным. Несмотря на то, что у косилки есть опорный ролик (пневматическое или жесткое колесо), сторона подвески, в которую направлена стрела, будет нагружена больше.

Справедливости ради отметим, что говорить об ухудшении управляемости машины неактуально, так как скорость, с которой движется задействованная на окосе спецтехника, относительно мала. При передней навеске оборудования также не имеет смысла делать ставку на тракторы с равновеликими колесами. Такие машины лучше работают на слабых грунтах, однако обочины к таковым не относятся. Недаром их укрепляют всевозможными способами, чтобы исключить сползание грунта и разрушение дорожного покрытия. Неплохо работать с оборудованием, закрепленным сбоку трактора, особенно если манипулятор расположен перпендикулярно двери кабины, а последняя имеет большую площадь остекления. В этом случае оператор, наблюдающий за работой исполнительных механизмов, если и отвлекается от дороги, то ненадолго.

Несмотря на все сказанное выше, лидерами рынка являются косилки с задним расположением. Именно такие можно подключить к большинству имеющихся в парках российских эксплуатирующих организаций тракторов. Однако по мнению ряда операторов, заднее расположение спецоборудования требует большей концентрации внимания и опыта от водителя спецмашины. Чтобы облегчить работу оператора, производители специального оборудования предлагают опции и дополнительные системы. Например, самым простым решением является дооснащение трактора дополнительными зеркалами с большой площадью и с изогнутой поверхностью, благодаря которым существенно улучшается обзор рабочих зон. Так называемые сферические зеркала можно отдельно приобрести в ряде магазинов запчастей для грузовиков.

Есть и иные, более интересные и продвинутые технические решения. Так, например, компания McConnel в свое время разработала систему Midcut, которая предлагается в качестве опции. Система представляет собой дополнительный, отдельный, проставочный блок между стрелой и рукоятью косилки. Благодаря такой модернизации инженеры вынесли рабочий орган в область бокового зрения оператора, то есть, по сути, обеспечили боковое расположение рабочих механизмов, так как кабины большинства тракторов, как мы уже упомянули выше, имеют бóльшую площадь остекления, и в том числе дверей. Для того чтобы проверить ход той же косилки, оператору необходимо просто ненадолго повернуть голову вправо или влево в зависимости от того, с какой стороны производится окос, а не сидеть вполоборота.

А чем меньше человек устает от выполнения типовой операции, тем больший объем работы он сделает и, следовательно, больше прибыли принесет предприятию. Как показывает практика, затраты на приобретение проставочного блока окупаются быстро.

Лучшие примеры качества

Для успешного продвижения на российском рынке косилка должна отвечать ряду простых, но трудновыполнимых требований. Прежде всего, она должа быть доступна по цене. Второе, она должна быть совместима с российскими и белорусскими тракторами. Третье, она должна быть непритязательной в эксплуатации. Четвертое, она должна служить практически вечно. Пятое, для нее должны быть доступны запасные части по не менее доступной цене. Косилки, предлагаемые компанией ISP GROUP, в полной мере отвечают этим требованиям.

Одна из наиболее популярных в ассортименте ISP GROUP итальянская косилка Marolin M600X предназначена для навески на трактор массой не менее 3500 кг и мощностью не менее 90 л.с. Косилка способна скашивать траву, в том числе за барьером, выкашивать кустарники, подрезать сучья деревьев, для чего используют сменные рабочие органы: стригущие брусья и дисковые пилы. При выкашивании травы рабочий орган может копировать рельеф местности, для чего используется плавающий режим.

Коcилка Marolin M500SX с аналогичными функциями предназначена для навески на тракторы меньшего типоразмера, мощностью 60 л.с.

Косилку Twose TE 480 специалисты ISP GROUP считают наиболее подходящим вариантом для использования с трактором МТЗ 82. Функции включают аварийное механическое отсоединение, полностью независимую систему гидравлики и поворот насадки на 240°. Машина поставляется с шарнирной насадкой, приводимой в движение ремнем длиной 1,2 м. С помощью цеповой головки косилка способна срезать древесные стволы толщиной до 6–7 см.

По словам представителей ISP GROUP, косилка цеповая Tornado S160 создана для профессионалов и идеально подходит для измельчения травы, ботвы, кустарника. Используется для окоса дорог, канав, обочин. Косилка обладает мощной конструкцией с цепами, выполненными из специального сплава на спиральном роторе. Она требует мало мощности от трактора, выполняя самую тяжелую работу мощными китовидными цепами. Косилка совместима с тракторами МТЗ-82 и МТЗ-1221.

Косилка дорожная краевая Cheege 184 производства компании «Ростсельмаш» предназначена для скашивания разросшейся травы и кустарника толщиной до 35 мм на обочинах автомобильных дорог, улиц, разделительных полос и открытых площадок (в том числе для стадионов, аэродромов и т. п.). Она легко агрегатируется с тракторами класса 1,4 л.с. с частотой вращения ВОМ = 1000 об/мин. Ширина захвата 1,84 м и скорость лезвий 48 м/с позволяют окашивать кромки полей, работать на придорожных территориях и в саду для окоса деревьев. Благодаря специальной кинематике поворотного механизма Cheege 184 может работать под углом от –45 до 90°, что расширяет диапазон ее применения.

На косилке установлены мощные импортные ножи молоткового типа из легированной стали, которые обеспечивают скашивание и измельчение кустарниковой растительности толщиной до 35 мм. Качественную и долговечную работу Cheege 184 гарантируют импортный редуктор и карданный вал европейского производства.

Конструкция металлических отражателей устроена таким образом, что при работе они пропускают массу только внутрь, исключая выброс измельченных частиц из зоны среза. Специальный валец, установленный в задней части косилки, не позволяет скошенной траве отлетать назад.

Параллелограммная навеска повышает оперативность маневрирования при работе в горизонтальной плоскости, например, в случае столкновения с препятствием в узком пространстве. При кошении Cheege 184 опирается на опорный каток и плавно копирует рельеф поверхности, утрамбовывая измельченную массу. Косилка может работать как сзади трактора, в пределах его габаритов, так и с правой стороны от машины.

Корпус Cheege 184 выполнен из качественной стали толщиной 5 мм, что исключает вероятность его разрушения при попадании посторонних предметов. Ножи косилки защищены от повреждений предохранительным срезным устройством на поворотном механизме.

В 2014 г. компания «Ростсельмаш» получила декларацию соответствия европейским стандартам качества на дорожную краевую косилку Cheege 184.

Маркировка СЕ на корпусе – лучшее доказательство качества машины и заботы компании «Ростсельмаш» о безопасности производства и эксплуатации техники.

Американская компания Altec производит измельчители древесных отходов и предлагает установки, соответствующие запросам различных потребителей. Всего в линейке 9 моделей массой от 860 кг до 2600 кг, все на шасси одноосных прицепов. Компания сводит к минимуму использование в своих дробилках электроники и гидравлического оборудования, за счет чего упрощается управление и обслуживание, повышается их надежность, ремонтопригодность и в конечном счете общая производительность.

Измельчающий орган может быть дискового или барабанного типа, подача материала – с управлением или без управления. Рабочий вход измельчителя составляет от 152 до 330 мм в зависимости от модели. Чипперы Altec оснащаются блоком управления подачи Altec Feedsense, благодаря которому автоматически поддерживается скорость работы измельчающего органа. На выбор предлагаются экономичные и надежные двигатели Kubota или Honda. Большое внимание Altec уделяет безопасности труда: все установки оснащаются запатентованным аварийным выключателем-планкой Panic Bar, с помощью которого можно в любой момент вручную остановить движение барабанов, подающих материал.

Одна из наиболее популярных моделей – Altec CFD1217. Подающие барабаны у нее снабжены инновационной шевронной насечкой, которая увеличивает сцепление барабанов с подаваемой древесиной. Привод подающих барабанов гидравлический. Измельчающий барабан имеет динамическую балансировку. Приводной ремень единый, с кевларовым бандажом. Есть два измельчающих ножа из закаленной стали, с двусторонней заточкой. Разгрузочный желоб может поворачиваться на 360°. Установка покрыта коррозионно-стойкой порошковой краской. Снизу установка закрыта инновационной защитой от дорожной грязи.

Техническая характеристика чиппера Altec CFD1217
Эксплуатационная масса, кг 2245
Мощность двигателя, кВт 63
Размеры рабочего входа измельчителя, мм 305х432
Диаметр подающих барабанов, мм 229
Зона захвата подающих барабанов, мм 2388
Скорость подачи древесины, м/мин 37
Диаметр и ширина измельчающего барабана, мм 533х508
Размеры сечения выгружающего раструба, мм 762х1270
ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Косилки
Сергей Красовский Основные Средства 03'2015 30 июня 2015

Комментарии (0)