Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Редеющие ряды
Мировое производство скреперов
 2
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные

 

Косилки-роботы на дорожных работах

Каких-то 5–7 лет назад водители останавливались на обочине федеральных трасс в пределах Московской области, чтобы понаблюдать за тем, как приземистые аппараты на гусенице карабкаются по склонам, выкашивая траву. Сегодня же косилки-роботы стали обычным явлением на трассах от Ленинградской области до Алтая, и кроме выкашивания травы, они, снаряженные навесным оборудованием широкого спектра, могут измельчать древесно-кустарниковую растительность, заниматься гидропосевными работами, очищать пешеходные и инфраструктурные зоны от снега и т. д.

Почему роботы?

Не только технологический прогресс подталкивает рынок к использованию роботизированной техники, но и такие факторы, как снижение травмоопасности работ, оптимизация затрат на энергоресурсы и привлекаемую рабочую силу.

 

Где может работать робот?

В первую очередь косилка-робот ценится дорожниками за свои высокие показатели проходимости. Ведь требования пожарной безопасности и обеспечения нормативной видимости элементов дорожной инфраструктуры на трассах должны выполняться на всех, даже самых сложных рельефах. Косилки-роботы при грамотном пропорциональном распределении своей сухой массы обеспечивают давление на грунт не более 0,05 кг/cм2, что позволяет работать на переувлажненных и заболоченных участках. Управление роботами происходит с пультов ДУ. Производитель профессиональных косилок-роботов и радиоуправляемых спецшасси из Дании Lynex A.p.S. оснащает свои машины аппаратурой, работающей на частоте 2,4 ГГц, обеспечивающей бесперебойную связь между роботом и оператором на дистанции до 800 м.

 

Быстрее робот или человек?

Помимо всего прочего, косилки-роботы имеют увеличенную производительность по сравнению с бригадой рабочих с триммерами. Преимущество робота по сравнению с рабочим оценили дорожники на трассе М10 «Россия», которые в конце прошлого лета приобрели две радиоуправляемые косилки RoboGreen.

Производительность одного робота достигает 5000 м2/ч, это позволяет заменить одним роботом бригаду из десяти человек.

 

Как робот держится в горах?

Еще одним фактором, осложняющим работу человеку, является крутизна склонов. Зачастую отводы обочин достигают 50–70°, и для рабочего с бензокосой, особенно в ранние часы, когда выпадает роса, работа становится настоящим испытанием. Роботы помогают человеку не рисковать. Оператор стоит на обочине, а робот ездит по склону с высоким уровнем сцепления благодаря эффективным тракам из вулканизированной резины с металлическими пластинами, в которые обуто подавляющее большинство всех роботов. Технические характеристики позволяют эксплуатировать роботов на склонах с крутизной от 30 до 75°. Максимальный показатель в 75° продемонстрировала на склонах трассы М52 «Чуйский тракт» машина серии SX1000 от Lynex, работающая в Новоалтайском ДСУ № 7.

Что еще может робот, кроме кошения травы?

Может быть, 10–15 лет назад в коммунальных хозяйствах Европы робот, действительно, в основном только косил траву. Сегодня же эти устройства поставляются и используются с большим количеством навесного оборудования. Так, в начале этого года итальянская компания FERRI презентовала лесной мульчер для своего робота ICut 4, который позволяет измельчать древесину с диаметром ствола до 15 см.

 

Не утопия ли это в текущей экономической обстановке?

Основная задача роботов – снижение себестоимости работ. Каждое технологическое внедрение в привычный рабочий процесс нацелено на то, чтобы помимо высвобождения рабочей силы человека получить и лишние денежные средства. Как же на это смотрят дорожники, привлекающие к таким работам неквалифицированную рабочую силу?

Как показала практика зимы 2014–2015 гг., относятся позитивно. Сложная экономическая обстановка в России и обвал национальной валюты спровоцировали отток иностранной рабочей силы и образование коллапса в зимнем содержании дорог. Взаимосвязь этих процессов проста: иностранные рабочие отправляют на родину (а именно для этого они сюда приезжают) деньги в долларах США. С обвалом рубля на треть эта процедура становится нерентабельной. Рабочие возвращаются домой, а агентства, устраивающие их за границей на работу, смотрят в перспективе на Турцию, где оплачивать рабочую силу местные власти позволяют в долларах США.

Вопрос назревает другой, с тем же курсом рубля к бивалютной корзине: что стало с ценой на инновации? Безусловно, как и все импортное, роботы подорожали, так как цены установлены в валюте того государства, где они произведены. Но здесь стоит обратить внимание на затраты, которые обычно появляются после приобретения оборудования. Это и ГСМ – у роботов в среднем расход топлива 3–5 л/ч соответственно на 5000 м2, а у триммеров на ту же площадь в 2–3 раза выше. Заточка ножей у робота требуется один раз в 600–800 моточасов, на триммере лезвия и леска – ежедневный расходный материал.

Отсюда и появляется экономическое обоснование целесообразности внедрения роботизированных косилок будущего, которое уже наступило, хоть и в нелегкое для экономики страны время.

ФИРМА ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Косилки
Основные Средства 04'2015 23 июня 2015

Комментарии (0)