1
Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации

 

Ком­пакт­ные ин­но­ва­ции
Тро­туар­ные катки

Со­вре­мен­ные про­из­во­ди­тели пред­ла­гают мно­же­ство до­рож­ных кат­ков из сег­мента ком­пакт-класса, раз­ра­бо­тан­ных с при­ме­не­нием по­след­них тех­но­ло­гий. Эти ма­шины обо­ру­до­ваны эко­но­мич­ными дви­га­те­лями с низ­ким уров­нем ток­сич­но­сти выхлоп­ных газов в со­о­т­вет­ствии с по­след­ними тре­бо­ва­ни­ями эко­ло­ги­че­ских стан­дар­тов. По­скольку дан­ные ма­шины вы­пус­ка­ются в до­ста­точно боль­ших ко­ли­че­ствах, между брен­дами су­ще­ствует се­рьез­ная кон­ку­рен­ция, при этом в общем числе по­тре­би­те­лей не­ма­лый про­цент со­став­ляют аренд­ные ком­па­нии. В ре­зультате про­из­во­ди­тели на­хо­дятся в жест­ких рам­ках, им не­об­хо­димо под­дер­жи­вать ба­ланс вы­со­кого ка­че­ства, на­деж­но­сти, не­боль­ших затрат на об­слу­жи­ва­ние и кон­ку­рент­ной цены.

Как из­вестно, Гер­ма­ния – место рож­де­ния виб­ра­ци­он­ного катка, по­этому не­у­ди­ви­тельно, что эта страна до сих пор яв­ля­ется одним из ве­ду­щих по­став­щи­ков уп­лот­ня­ю­щего обо­ру­до­ва­ния. В част­но­сти, BOMAG и Hamm по­сто­янно ин­ве­сти­руют в рас­ши­ре­ние про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей, а также ак­тивно раз­ра­ба­ты­вают новую про­дук­цию. По­скольку осталь­ные клю­че­вые иг­роки в сек­торе, такие как Caterpillar, Dynapac и Volvo, также уве­ли­чи­вают про­из­вод­ствен­ный по­тен­циал и внед­ряют новые мо­дели, в дан­ном сек­торе со­хра­ня­ется вы­со­кая кон­ку­рен­ция.

Так, BOMAG за­яв­ляет, что пятое по­ко­ле­ние лег­ких тан­дем­ных кат­ков с уста­нов­лен­ной си­сте­мой Economizer обес­пе­чи­вает более вы­со­кую эф­фек­тив­ность ра­боты. Дан­ный пакет был вна­чале успешно опро­бо­ван на ре­вер­сив­ных виб­ропли­тах BOMAG. Затем его стали пред­ла­гать в ка­че­стве опции для лег­ких тан­дем­ных кат­ков от BW 80 до BW 138. В этом году он впер­вые вой­дет в стан­дарт­ную ком­плек­та­цию мно­го­це­ле­вого тран­шей­ного уп­лот­ни­теля с ди­стан­ци­он­ным управ­ле­нием BOMAG BMP 8500, что яв­ля­ется ин­но­ва­цией для тех­ники по­доб­ного типа. Economizer поз­во­ляет опе­ра­тору катка кон­тро­ли­ро­вать сте­пень уп­лот­не­ния в ре­аль­ном вре­мени с по­мо­щью про­стой и по­нят­ной кру­го­вой све­то­ди­од­ной диа­граммы, рас­по­ло­жен­ной на при­бор­ном щитке. Когда ко­ли­че­ство све­тя­щихся жел­тых све­то­ди­о­дов пе­ре­стает уве­ли­чи­ваться, это озна­чает, что ра­бота за­вер­шена.

По­нятно, что до­стичь за­дан­ного уп­лот­не­ния, ра­бо­тая на лег­ком катке, слож­нее, чем на тя­же­лом. Тем не менее опе­ра­торы часто про­яв­ляют из­лиш­нюю осто­рож­ность и ста­ра­ются для уве­рен­но­сти сде­лать больше про­хо­дов, что не только от­ни­мает лиш­нее время и топ­ливо, но и может при­ве­сти к пе­ре­уп­лот­не­нию ма­те­ри­ала. Си­стема Economizer пред­ла­гает на­деж­ные ре­зультаты из­ме­ре­ний и поз­во­ляет обес­пе­чить ка­че­ствен­ное уп­лот­не­ние, что осо­бенно ак­ту­ально для пло­ща­док в го­род­ской черте, где опе­ра­то­рам кат­ков ранее при оценке ре­зульта­тов своей ра­боты при­хо­ди­лось по­ла­гаться только на соб­ствен­ный опыт и ощу­ще­ния.

За­мет­ным со­бытием в сек­торе уп­лот­ня­ю­щей тех­ники стало не­дав­нее со­гла­ше­ние между ком­па­ни­ями Hamm и Wacker Neuson. В со­о­т­вет­ствии с усло­ви­ями сделки завод Hamm в г. Тир­ше­н­ройт также будет про­из­во­дить катки, ко­то­рые ста­нут про­да­вать под мар­кой Wacker Neuson. На пер­вом этапе про­дажи нач­нутся в Гер­ма­нии, Ав­стрии и Швей­ца­рии, где ком­па­ния имеет силь­ные по­зи­ции. Со­гла­ше­ние поз­во­лит Wacker Neuson рас­ши­рить спектр кат­ков и до­ба­вить в ли­нейку мо­дели от 1,8 до 4,5 т. Между тем для Hamm дан­ный шаг поз­во­лит по­вы­сить эф­фек­тив­ность ис­поль­зо­ва­ния за­вода в г. Тир­ше­н­ройт и уве­ли­чить объемы про­из­вод­ства при даль­ней­шем сни­же­нии из­дер­жек. Шаг яв­ля­ется вы­год­ным для обеих фирм, так как уп­лот­ня­ю­щая мини-тех­ника Wacker Neuson не кон­ку­ри­рует с диа­па­зо­ном Hamm.

Кроме того, ком­па­ния Hamm раз­ра­бо­тала ком­пакт­ный каток HD 12 VO с мас­сой 2,75 т. Эта ма­шина ком­плек­ту­ется валь­цами ши­ри­ной 1,2 м (пе­ред­ний виб­ра­ци­он­ный, зад­ний ос­цил­ля­ци­он­ный) с вы­нуж­да­ю­щей силой 32 кН, ди­зель­ным дви­га­те­лем мощ­но­стью 23 кВт и будет про­из­во­диться на за­воде Hamm в Китае. Си­стема ос­цил­ля­ции поз­во­ляет ми­ни­ми­зи­ро­вать ре­зо­нанс­ное воз­действие на окру­жа­ю­щие стро­е­ния. Катки та­кого типа могут быть ис­поль­зо­ваны на мо­стах без риска воз­ник­но­ве­ния струк­тур­ных про­блем. По той же при­чине ос­цил­ля­ци­он­ные катки могут экс­плу­а­ти­ро­ваться в го­род­ских райо­нах без риска по­вре­жде­ния точ­ного обо­ру­до­ва­ния, рас­по­ло­жен­ного не­по­да­леку, а также вбли­зи от исто­ри­че­ских зда­ний. Пред­по­ла­га­ется, что новая ма­шина будет сто­ить до­роже ана­ло­гов, ко­то­рые про­из­во­дят ки­тайские ком­па­нии, но де­шевле ев­ро­пейской про­дук­ции Hamm.

В ком­па­нии Caterpillar за­яв­ляют, что в кон­струк­цию лег­ких кат­ков дан­ного бренда в по­след­нее время был вне­сен ряд важ­ных усо­вер­шен­ство­ва­ний. Как от­ме­ча­лось выше, этот диа­па­зон кат­ков часто вклю­ча­ется в парк аренд­ными ком­па­ни­ями, по­этому осо­бое вни­ма­ние было уде­лено со­о­т­вет­ствию нужд именно этой группы по­тре­би­те­лей. Caterpillar пред­ла­гает лег­кое управ­ле­ние, на­деж­ные ком­по­ненты, уве­ли­чен­ное про­стран­ство для ног опе­ра­тора, а также эко­но­мич­ные дви­га­тели. Как утвер­жда­ется, мо­дели CB14B, CB22B, CB24B, CB24B XT, CB32B, CB34B, CB34B XW, CC24B и CC34B мас­сой от 1,49 до 5 т от­но­сятся к ма­ши­нам ши­ро­кого на­зна­че­ния. Улуч­шен­ный обзор, уве­ли­чен­ный диа­метр вальца, си­стема виб­ра­ции с одной ам­пли­ту­дой и не­сколькими ча­сто­тами, воз­мож­ность уста­новки до­пол­ни­тель­ного бал­ла­ста дна для уве­ли­че­ния веса ма­шины (на не­ко­то­рых мо­де­лях) по­мо­гут по­вы­сить ка­че­ство ра­боты.

Мо­дели серии B обо­ру­до­ваны дви­га­те­лями C1.5 и C2.2. Пред­ла­га­е­мый ди­зель C1.5 с тур­бо­на­гне­та­те­лем со­о­т­вет­ствует нор­мам Stage IIIA и может ра­бо­тать в не­скольких ре­жи­мах с раз­ным чис­лом обо­ро­тов. За счет при­ме­не­ния си­стемы Eco Mode каток рас­хо­дует меньше топ­лива. Глад­кие зад­ние шины на вер­сиях CC24B и CC34B обес­пе­чи­вают «за­ме­ши­ва­ю­щий» эф­фект для улуч­ше­ния фи­ниш­ного уп­лот­не­ния. Функ­ция сме­ще­ния вальца на 50 мм удобна при ра­боте вп­лот­ную к бор­дюру. Си­стема оро­ше­ния не тре­бует до­за­правки в те­че­ние 12 ч. Узкая кон­струк­ция рамы и на­клон­ный про­филь ка­пота не пре­пят­ствуют об­зору кро­мок валь­цов и про­стран­ства перед ма­ши­ной. Па­нель управ­ле­ния вы­пол­нена с под­свет­кой дис­плея, гер­ме­тич­ные вы­клю­ча­тели обо­зна­чены яр­кими све­то­ди­од­ными ука­за­те­лями. Кон­струк­ция ROPS и навес могут быть сло­жены без до­пол­ни­тель­ных ин­стру­мен­тов для транс­пор­ти­ровки или для ис­поль­зо­ва­ния в усло­виях с огра­ни­че­ни­ями по вы­соте.

Ком­па­ния Ammann не так давно мо­дер­ни­зи­ро­вала ли­нейку лег­ких кат­ков ARX, ко­то­рые раз­ра­бо­таны для малых и сред­них стро­и­тель­ных пло­ща­док. Три­на­дцать мо­де­лей с мас­сой от 1,5 до 4,8 т имеют ши­рину уп­лот­не­ния от 0,82 до 1,38 м. Ма­шины со­хра­нили вы­со­кую про­из­во­ди­тель­ность, про­ве­рен­ную вибро­си­стему и при этом обо­ру­до­ваны новой эф­фек­тив­ной си­сте­мой гид­рав­лики. Ли­нейка ARX ком­плек­ту­ется ди­зель­ными дви­га­те­лями Yanmar, ко­то­рые, как утвер­жда­ется, эко­но­мичны и от­ве­чают со­вре­мен­ным нор­мам по выбро­сам для Ев­ропы и США. Ком­па­ния за­яв­ляет, что улуч­шен­ная гид­рав­лика по­вы­шает эф­фек­тив­ность ра­боты ма­шины, поз­во­ляя дви­га­телю ра­бо­тать на более низ­ких обо­ро­тах, что со­кра­щает рас­ход топ­лива и уро­вень шума. В шар­нирно-со­чле­нен­ной раме мо­де­лей ARX уста­нов­лены под­шип­ники сколь­же­ния с те­фло­но­вым по­крытием, не тре­бу­ю­щие руч­ной смазки. Катки ARX также по­став­ля­ются с ав­то­ма­ти­че­ской си­сте­мой кон­троля виб­ра­ции Ammann AVC, ко­то­рая от­клю­чает виб­ра­цию при оста­новке катка. Ком­па­ния утвер­ждает, что си­стема AVC по­мо­гает обес­пе­чить од­но­род­ность уп­лот­не­ния. Точ­ное элек­тро­у­прав­ле­ние ходом предот­вра­щает об­ра­зо­ва­ние тре­щин и скла­док на го­ря­чем ас­фальте. Мо­дели ARX 36, ARX 40 и ARX 45 пред­ла­га­ются с двумя ам­пли­ту­дами и двумя ча­сто­тами, что рас­ши­ряет сферу при­ме­не­ния дан­ных машин.

Шесть мо­де­лей тро­туар­ных кат­ков Volvo в диа­па­зоне от 2250 до 3800 кг пред­ла­га­ются с дви­га­те­лями Kubota, си­сте­мой ав­то­ма­ти­че­ского от­клю­че­ния виб­ра­ции. Для со­о­т­вет­ствия ха­рак­те­ри­стик катка про­из­вод­ствен­ным тре­бо­ва­ниям опе­ра­тор может вы­би­рать между ча­сто­той 55 и 67 Гц. Мо­дели DD31HF и DD38HF обес­пе­чи­вают ра­боту с одной ча­сто­той – 70 Гц. Ам­пли­туда не ре­гу­ли­ру­ется. Из осо­бен­но­стей можно от­ме­тить сле­ду­ю­щее: в под­шип­ники экс­цен­три­ков виб­ра­тора, не тре­бу­ю­щие тех­ни­че­ского об­слу­жи­ва­ния, вне­сена ли­ти­е­вая кон­си­стент­ная смазка, вы­дер­жи­ва­ю­щая вы­со­кую тем­пе­ра­туру и ско­рость вра­ще­ния.

Dynapac (Atlas Copco) пред­ла­гает 10 мо­де­лей тан­дем­ных и 3 мо­дели ком­би­ни­ро­ван­ных кат­ков ком­пакт-класса с дви­га­те­лями Kubota мас­сой от 1665 до 4030 кг и ши­ри­ной уп­лот­не­ния от 800 до 1300 мм. Ав­то­ма­ти­че­ское от­клю­че­ние виб­ра­ции и во­дя­ной бак по­вы­шен­ного объема преду­смот­рены только в вер­сиях Plus. Оба вальца обо­ру­ду­ются ава­рий­ными тор­мо­зами на слу­чай от­каза дви­га­теля, гид­рав­лики или ра­бо­чей тор­моз­ной си­стемы.

Надо от­ме­тить, что оте­че­ствен­ные про­из­во­ди­тели пока еще усту­пают в дан­ном сег­менте ино­стран­ным ком­па­ниям по но­мен­кла­туре вы­пус­ка­е­мой про­дук­ции. В со­вет­ский пе­риод еди­ным для всех ва­ри­ан­том не­боль­шого катка был ДУ-54, ко­то­рый вы­пус­кался на ка­ли­нин­град­ском за­воде «Строй­дор­маш». Судя по тому, что за­вода-из­го­то­ви­теля не су­ще­ствует уже доб­рых 15 лет, а катки до сих пор кое-где еще ра­бо­тают (счет вы­пу­щен­ных в СССР машин шел на де­сятки тысяч), каток имел не­п­ло­хой по­тен­циал для сво­его вре­мени.

Мо­дель­ный ряд ООО «Завод «До­рож­ных машин», рас­по­ло­жен­ного в г. Ры­бин­ске, вклю­чает две мо­дели лег­ких кат­ков – ДМ02 и ДМ03 с шар­нирно-со­чле­нен­ной рамой. Это про­стые, проч­ные ма­шины с ме­тал­ли­че­ским ка­по­том. По­лу­то­ра­тон­ный ДМ02 пред­ла­га­ется в двух вер­сиях: с бен­зи­но­вым дви­га­те­лем Honda (14,9 кВт) и с ди­зель­ным дви­га­те­лем Perkins мощ­но­стью 18,6 кВт (в по­след­ней вер­сии масса катка со­став­ляет 1,7 т). Ма­шина обо­ру­до­вана гид­ро­при­во­дом на оба вальца ши­ри­ной 900 мм, пе­ред­ний валец виб­ра­ци­он­ный. Ча­стота виб­ра­ции – 65 Гц при ам­пли­туде 0,5 мм. Более тя­же­лый ДМ03 мас­сой 2,86 т обо­ру­до­ван ди­зель­ным дви­га­те­лем Perkins мощ­но­стью 32,2 кВт, имеет пол­ный при­вод. Оба вальца диа­мет­ром 700 мм осна­щены виб­ро­уз­лами, при этом ши­рина уп­лот­ня­е­мой по­лосы со­став­ляет 1200 мм. Ча­стота виб­ра­ции ДМ03 – 60 Гц при ам­пли­туде 0,5 мм. В кон­струк­ции Завод «До­рож­ных машин» ис­поль­зует им­порт­ные ком­по­ненты гид­рав­лики, в част­но­сти гид­ро­мо­торы Poclain Hydraulics. На ан­ти­ван­даль­ной па­нели при­бо­ров, из­го­тов­лен­ной из ме­талла, рас­по­ло­жены ин­ди­ка­торы тем­пе­ра­туры дви­га­теля, дав­ле­ния масла, тем­пе­ра­туры и уровня гид­рав­ли­че­ского масла, за­паса топ­лива. В ба­зо­вую ком­плек­та­цию вхо­дят: ре­мень без­опас­но­сти опе­ра­тора, про­блес­ко­вый ма­я­чок, скла­ды­ва­е­мая рамка тента, ре­гу­ли­ру­е­мые скребки, ре­гу­ли­ру­е­мая ру­ле­вая ко­лонка, си­стема оро­ше­ния ра­бо­чих по­верх­но­стей валь­цов, зву­ко­вой сиг­нал зад­него хода, кно­поч­ная си­стема ава­рий­ной оста­новки, место под но­мер­ной знак с под­свет­кой.

Пред­при­я­тие ООО «Ма­ги­страль» (г. Ры­бинск) вы­пус­кает три мо­дели тро­туар­ных кат­ков МС-1,5, МС-2,5 и МС-3,5 на одной плат­форме, ко­то­рые, как утвер­ждает про­из­во­ди­тель, во­пло­щают спе­ци­фи­че­ские по­же­ла­ния рос­сийских под­ряд­чи­ков. Катки серии МС с гид­рав­ли­че­ским при­во­дом на оба вальца с виб­ра­цией, шар­нирно-со­чле­нен­ной рамой от­ли­ча­ются ком­пакт­ными раз­ме­рами (длина МС-1,5 – 2380 мм), а внеш­ний ра­диус по­во­рота не пре­вы­шает 3400 мм. Хотя в рам­ках им­пор­то­за­ме­ще­ния ис­поль­зу­ется трех­ци­лин­дро­вый ряд­ный ди­зель­ный дви­га­тель MMZ-3LD мощ­но­стью 26 кВт Мин­ского мо­тор­ного за­вода, гид­рав­лика при­ме­ня­ется им­порт­ная: уста­нов­лены гид­ро­мо­торы Bosch Rexroth. Каток МС-1,5 мас­сой 1,6 т с ши­ри­ной уп­лот­ня­е­мой по­лосы 900 мм спо­со­бен пре­одо­ле­вать уклон до 40% и без за­мет­ных уси­лий уп­лот­няет ас­фальто­бе­тон­ную смесь на подъемах и спус­ках, а также легко за­ез­жает на лафет для транс­пор­ти­ровки. При­ме­ня­ется эф­фек­тив­ная си­стема оро­ше­ния валь­цов под дав­ле­нием с ре­гу­ли­ро­ва­нием ин­тер­вала. За­фик­си­ро­ван­ный сред­ний рас­ход топ­лива со­став­ляет 5,8 л/ч. Надо от­ме­тить, что ди­зайн дан­ной серии не ти­пи­чен для оте­че­ствен­ной тех­ники, ко­то­рая чаще тя­го­теет к про­стым фор­мам. Со­вре­мен­ный внеш­ний вид серии МС при­дают ори­ги­наль­ная кон­струк­ция рамы, пла­сти­ко­вый капот с плав­ным про­фи­лем и гну­тые опоры валь­цов. О ра­бо­чем месте со­з­да­тели также по­ду­мали: для опе­ра­тора преду­смот­рено удоб­ное кресло с под­ло­кот­ни­ками. Па­нель при­бо­ров с на­гляд­ной ин­ди­ка­цией обес­пе­чи­вает по­сто­ян­ный кон­троль си­стем ма­шины.

 

Итак, со­вре­мен­ный лег­кий каток – про­из­во­ди­тель­ная мно­го­це­ле­вая ма­шина, ко­то­рая ра­бо­тает тихо и эко­но­мично, а также не тре­бует ча­стого об­слу­жи­ва­ния. Вы­со­кая кон­ку­рен­ция в дан­ном сек­торе вы­нуж­дает про­из­во­ди­те­лей бо­роться за место на рынке, рас­ши­рять свой мо­дель­ный ряд и по­сто­янно со­вер­шен­ство­вать кон­струк­цию. В ре­зультате тро­туар­ный каток по­сте­пенно ме­няет свое лицо и из раз­ряда вто­ро­сте­пен­ного обо­ру­до­ва­ния пе­ре­хо­дит в эше­лон уни­вер­са­лов, что, без­условно, по­вы­шает ин­те­рес по­тре­би­те­лей к та­кому виду тех­ники.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Каток
С. Плотников Основные Средства 04'2015 23 июня 2015

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru