Volvo в сердце тайги

При­ан­гар­ский ЛПК – одно из самых мо­ло­дых ле­со­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих пред­при­я­тий Крас­но­яр­ского края, при­о­ри­тет­ный ин­ве­сти­ци­он­ный про­ект в об­ла­сти осво­е­ния лесов. Ре­ше­ние о его со­з­да­нии было при­нято в 2011 г., и уже через два года ком­би­нат про­из­вел первую про­дук­цию.

В ак­тиве пред­при­я­тия – 1,4 млн. ку­бо­мет­ров рас­чет­ной ле­со­секи, 44 гек­тара зе­мель­ных участ­ков, ле­со­пиль­ный цех, цех фор­ми­ро­ва­ния и упа­ковки пи­ло­ма­те­ри­ала, су­шиль­ные от­де­ле­ния, склад по­лу­фаб­ри­ка­тов, склад го­то­вой про­дук­ции, элек­тро­под­стан­ция мощ­но­стью 12 МВт, ко­тель­ная мощ­но­стью 22 МВт и соб­ствен­ный же­лез­но­до­рож­ный тупик на стан­ции Но­во­хай­ская для от­грузки го­то­вой про­дук­ции.

Про­ект­ная мощ­ность При­ан­гар­ского ЛПК – 300 тыс. ку­бо­мет­ров пи­ло­ма­те­ри­а­лов в год, для чего пред­при­я­тие должно пе­ре­ра­ба­ты­вать 650 тыс. ку­бо­мет­ров сырья. Все это де­лает завод одним из круп­ней­ших ле­со­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих пред­при­я­тий края.

В де­кабре 2014 г., ровно через год после за­пуска в экс­плу­а­та­цию, При­ан­гар­ский ЛПК от­ме­тил пер­вый «юби­лей», точно по биз­нес-плану выдав сто­ты­сяч­ный ку­бо­метр го­то­вой про­дук­ции. На рас­чет­ные по­ка­за­тели пред­при­я­тие вый­дет к концу 2016-го, заняв 13% кра­е­вого рынка ле­со­пе­ре­ра­ботки. Тогда же, со­гласно фи­нан­со­вой мо­дели, оно нач­нет от­да­вать тело кре­дита и через пять лет пол­но­стью оку­пит ин­ве­сти­ции.

Уже в те­ку­щем году При­ан­гар­ский ЛПК пе­рей­дет на ра­боту в ре­жиме за­мк­ну­того цикла: кроме про­из­вод­ства пи­ло­ма­те­ри­а­лов здесь нач­нут вы­пус­кать еще и топ­лив­ные пел­леты. По плану объем их вы­пуска дол­жен со­ста­вить 60 тыс. т в год – эта про­дук­ция вос­тре­бо­вана у энер­ге­ти­ков как сырье для ко­тель­ных. Таким об­ра­зом, про­из­вод­ство ста­нет пол­но­стью без­от­ход­ным. В первую оче­редь пел­леты будут ис­поль­зо­ваться в соб­ствен­ной ко­тель­ной, и это, в част­но­сти, поз­во­лит сэко­но­мить на за­куп­ках топ­лива.

В том, что все по­лу­чится, у ру­ко­вод­ства ПЛПК со­м­не­ний нет: это не пер­вый про­ект та­кого про­филя в порт­феле управ­ля­ю­щей ком­па­нии «Лес­пром­тех­но­ло­гии». Уже на­ла­жены связи с по­ку­па­те­лями (100% про­дук­ции за­вода идет на экс­порт – в Сирию, Данию, Еги­пет и дру­гие страны), четко про­ра­бо­тана стра­те­гия раз­ви­тия, от­ла­жены ме­ха­низмы стро­и­тельства и за­купки спец­тех­ники и обо­ру­до­ва­ния. Прин­цип вы­бора по­став­щика про­стой: При­ан­гар­скому ЛПК нужно самое луч­шее на рынке, а самое луч­шее – это оп­ти­маль­ное со­че­та­ние цены обо­ру­до­ва­ния, его тех­ни­че­ских и экс­плу­а­та­ци­он­ных ха­рак­те­ри­стик, сер­вис­ной под­держки. В 2015 г. ком­па­ния должна за­вер­шить за­купку спец­тех­ники, ком­би­нату тре­бу­ется ле­со­шта­бе­лер па­кета на стан­цию Но­во­хай­ская, два ле­со­пе­ре­гру­жа­теля, еще один ле­со­за­го­то­ви­тель­ный ком­плекс и три ви­лоч­ных по­груз­чика.

Одно из пред­ло­же­ний – от Volvo Construction Equipment. Тех­ника ком­па­нии Volvo уже ра­бо­тает на При­ан­гар­ском ЛПК, и ее ка­че­ством до­вольны все: и ру­ко­вод­ство, и опе­ра­торы. Сей­час в транс­порт­ном парке ком­би­ната два фрон­таль­ных по­груз­чика L180 и пе­ре­гру­жа­тель ЕС210. Как го­во­рят на пред­при­я­тии, Volvo в ка­че­стве по­став­щика вы­брали в том числе и по­тому, что сей­час ком­па­ния за­ни­мает ли­дер­ские по­зи­ции на рынке спец­тех­ники для ра­боты с лесом.

«Пер­вая ма­шина – фрон­таль­ный по­груз­чик – по­яви­лась у нас год назад, – рас­ска­зы­вает глав­ный ин­же­нер При­ан­гар­ского ЛПК Сер­гей Джа­ма­ха­нов. – Сей­час у нас их два, ра­бо­тают на складе сырья. Эти ма­шины от­ли­ча­ются от кон­ку­рен­тов, во-пер­вых, на­деж­но­стью, во-вто­рых, кон­струк­цией ко­робки пе­ре­дач, ко­то­рая сде­лана с ис­поль­зо­ва­нием тех­но­ло­гии OptiShift и поз­во­ляет более мягко и плавно ра­бо­тать с гру­зами. Это очень важно с точки зре­ния про­из­вод­ствен­ного про­цесса, плюс эта опция поз­во­ляет уве­ли­чить ре­сурс самой ма­шины, по­тому что мень­шая на­грузка идет на ос­нов­ные узлы транс­мис­сии. И на­ко­нец, очень эр­го­но­мично сде­лано управ­ле­ние для опе­ра­тора, оно очень удоб­ное».

Опе­ра­тор фрон­таль­ного по­груз­чика Вик­тор Мар­ты­нов на тех­нике Volvo ра­бо­тает уже с 2002 г.: на­чи­нал на по­груз­чике L120, пом­нит прак­ти­че­ски все по­ко­ле­ния машин.

«L180 – со­вре­мен­ная ма­шина, – го­во­рит он, – ма­нев­рен­ная, удоб­ная в управ­ле­нии, с хо­рошо ор­га­ни­зо­ван­ной при­бор­ной до­с­кой, с очень ком­форт­ной ка­би­ной: в ней тепло в мо­розы, а на слу­чай жары есть кон­ди­ци­о­нер. Все сде­лано для людей! Чув­ству­ешь себя как в лич­ном ав­то­мо­биле, где каж­дую га­ечку по­до­г­нал под себя. А здесь ни­чего и под­го­нять не нужно – про­сто са­дись и ра­бо­тай».

Пе­ре­ра­ботка леса – одна из клю­че­вых от­рас­лей эко­но­мики Крас­но­яр­ского края, на нее ны­неш­нее ру­ко­вод­ство ре­ги­она де­лает осо­бен­ную ставку, ука­зы­вая на не­об­хо­ди­мость раз­ви­вать глу­бо­кую пе­ре­ра­ботку, на­ра­щи­вать вы­пуск про­дук­ции с вы­со­кой до­бав­лен­ной сто­и­мо­стью. И в усло­виях па­де­ния рубля экс­портно ори­ен­ти­ро­ван­ные пред­при­я­тия ста­но­вятся ре­аль­ной опо­рой крас­но­яр­ской эко­но­мики.

На При­ан­гар­ском ЛПК будет со­з­дано 500 ра­бо­чих мест, это очень су­ще­ственно для го­рода, где он рас­по­ло­жен. В Ко­дин­ске сей­час живет 16 тыс. че­ло­век, и по­яв­ле­ние та­кого круп­ного пред­при­я­тия од­нозначно пой­дет на благо его раз­ви­тия.

Ком­би­нат кроме всего про­чего еще и часть про­граммы раз­ви­тия Ниж­него При­ан­га­рья. Это хоть и не самый Край­ний Север, но кли­мат здесь тоже су­ро­вый, шесть ме­ся­цев в году при­хо­дится тру­диться при ми­ну­со­вых тем­пе­ра­ту­рах, по­этому ка­че­ство тех­ники, за­действо­ван­ной в про­из­вод­ствен­ном про­цессе, а также ка­че­ство сер­вис­ного об­слу­жи­ва­ния имеет осо­бен­ное зна­че­ние.

«Сер­вис­ное об­слу­жи­ва­ние у Volvo ор­га­ни­зо­вано хо­рошо, – счи­тает С. Джа­ма­ха­нов. – Спе­ци­а­ли­сты ком­па­нии «Фер­ро­нор­дик ма­шины», ко­то­рая осу­ществ­ляет под­держку спец­тех­ники Volvo, быстро и ква­ли­фи­ци­ро­ванно ре­а­ги­руют на наши за­явки, да и со своей сто­роны часто про­яв­ляют ини­ци­а­тиву. Они в том числе от­сле­жи­вают на­ра­ботку мо­то­ча­сов, изу­чают па­ра­метры машин, тесно об­ща­ются с нашей тех­ни­че­ской служ­бой. Мы ис­поль­зуем си­стему мо­ни­то­ринга Volvo CareTrack, ко­то­рая поз­во­ляет фик­си­ро­вать все па­ра­метры ра­боты ма­шины и от­сле­жи­вать действия опе­ра­то­ров. Это важно для оценки ка­че­ства и по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти про­из­вод­ства».

На­грузки на тех­нику зна­чи­тель­ные: кроме низ­ких тем­пе­ра­тур (зимой в Ниж­нем При­ан­га­рье –50 °C не ред­кость) имеет зна­че­ние и режим ра­боты. Он круг­ло­су­точ­ный, в три смены. Осо­бен­ность лес­ной про­мыш­лен­но­сти в том, что самая «го­ря­чая» пора – это зима: в этот пе­риод дре­ве­сина при­об­ре­тает оп­ти­маль­ную влаж­ность, а кроме того, ее легче выво­зить с де­ля­нок, ведь вес­ной и осе­нью дорог в лесу, можно ска­зать, нет. А лето в Си­бири ко­рот­кое. Так что от ис­поль­зу­е­мой тех­ники, от ее вы­нос­ли­во­сти и ре­мон­то­при­год­но­сти пол­но­стью за­ви­сит ре­зультат ра­боты пред­при­я­тия.

«Еще раз скажу: ма­шины хо­ро­шие. Все-таки Volvo есть Volvo», – ре­зю­ми­рует С. Джа­ма­ха­нов.