Буксировщик Douglas TBL-280
Незаметные работники аэродрома

Обзор техники для буксировки самолетов

Практически каждый из нас хотя бы раз летал на самолете, многие помнят, как рассматривали взлетную полосу из иллюминатора, следя за движением аэродромной техники. И если перронные автобусы, подвозящие людей к трапу, топливозаправщики, тележки с багажом всегда на виду, то есть аэродромная техника, работа которой незаметна для авиапассажира. Это аэродромные тягачи, они ведь приступают к работе в такие минуты, когда вы уже уселись в кресло самолета, пристегнулись и ждете взлета или только что приземлились. Когда вы думаете, что ваш лайнер сам медленно рулит по аэродрому от здания аэровокзала до взлетной полосы, именно тогда и трудится буксировщик, которого попросту не видно из-за своих размеров и работы со стойкой переднего шасси под кабиной пилотов.

Современный аэродромный тягач – это продукт эволюции гибрида автомобиля и трактора, совместивший в себе черты обоих видов техники. Появление буксировщиков на аэродромах по всему миру – мера вынужденная, первые самолеты двигались к взлетно-посадочной полосе самостоятельно, позднее с перемещением самолетов по территории аэропорта легко справлялись обычные трактора, грузовики или джипы. С появлением самолетов с реактивным двигателем и увеличением числа авиаперевозок потребовалась аэродромная техника для безопасного передвижения авиалайнеров по взлетно-посадочным полосам аэропорта.

Буксировка самолетов в 1920-e годы

Так появились буксировщики – специальные машины, называемые pushback tractor – аэро­дромные тягачи. Для лучшего использования сцепной массы такие буксировщики обычно изготавливают полноприводными, а для большей маневренности все колеса делают управляемыми. Современный авиалайнер, конечно, может и сам перемещаться по аэродрому, но реактивная струя при включенном двигателе может повредить другие самолеты или аэродромные постройки. Кроме этого, применение аэродромных тягачей при буксировке самолетов исключает возможность попадания в сопла авиационных двигателей мелких камней, песка и других предметов, которые могут вызвать повреждение лопаток компрессоров, что особенно актуально для самолетов с низко расположенными силовыми установками.

На сегодняшний день в мире существует множество различных марок и моделей аэродромных тягачей. Все их можно разделить на две большие группы машин исходя из двух основных технологий буксировки воздушных судов – классической и безводильной. Тягачи с водилом для работы с самолетами используют собственный вес, часто их дополнительно догружают балластом для придания им устойчивости. Безводильные же тягачи используют вес самого авиалайнера, и если классические машины, оснащенные водилом, просто тянут самолет за собой, то буксировщики без него приподнимают стойку переднего шасси на несколько сантиметров над землей. У каждого способа свои преимущества и недостатки, разница только в использовании специальной жесткой сцепки – водила. Учитывая различные типы самолетов, практически все крупные аэропорты имеют в своем парке буксировщики обоих видов.

Буксировщик МАЗ-541

Классическая технология буксировки самолетов с использованием водила прошла долгий путь от обычной металлической палки-сцепки до сложного навесного агрегата с современной гидравликой, обеспечивающей безопасность и целостность стойки шасси при сдвигании самолета с места. Основной плюс такой конструкции – надежность в условиях плохой погоды и осадков, когда взлетная полоса мокрая от дождя или снега, без проблем сдвинуть самолет с места можно только с помощью аэродромного тягача с водилом. Но есть и существенный минус – ведь разным типам самолетов нужны и разные виды водил, поэтому аэропортам приходится иметь в наличии большое количество разнотипных водил, а это дополнительные затраты.

Захват шасси тягачом по безводильной технологии

При безводильной технологии аэродромный тягач имеет универсальный захват, подходящий к любым типам самолетам. По своей конструкции у такого буксировщика сзади есть ниша, в которую заходит и фиксируется стойка шасси воздушного судна. Плюс безводильных тягачей очевиден: при обслуживании разных моделей самолетов не нужно каждый раз ездить за подходящим водилом, а значит, экономится время. Но главный минус в том, что для работы буксировщика, работающего по безводильной технологии, требуются практически идеальные погодные условия, в условиях мокрой взлетной полосы применение аэродромного тягача такого типа становится проблематичным.

Захват шасси тягачом с водилом

Модели аэродромных тягачей для классической технологии буксировки различаются в зависимости от взлетной массы воздушного судна. С учетом большого количества компаний-производителей и различных вариантов исполнения счет на буксировщики с водилом идет на сотни моделей. Среди такого многообразия спецтехники для буксировки авиалайнеров выделяется продукция нескольких признанных лидеров, занимающих свою нишу в этой отрасли. Модели одних компаний «правят бал», когда нужна техника для буксировки небольших самолетов, таких как, например Cessna, буксировщики производства других компаний обеспечивают работу с огромными авиалайнерами типа Airbus.

Буксировщик Goldhofer модели AST-3

Производители тягачей

Аэродромные тягачи от компании Schopf, с 2013 г. выпускающиеся под брендом головной компании Goldhofer, обеспечивают быстрое, экономичное и прежде всего безопасное перемещение самолета на земле. С буксировкой воздушных судов с массой до 220 т отлично справляется безводильный тягач серии AST-3. Универсальная кабина отличается двумя постами управления и дает возможность буксировщику одинаково хорошо двигаться и вперед, и назад, оператору всего лишь нужно развернуть свое кресло к нужному рулю. Учитывая такую особенность движения, фары и стоп-сигналы расположены с обеих сторон машины. Для точного захвата колеса авиалайнера предусмотрено дублирующее управление снаружи, позволяющее управлять процессом захвата передней стойки шасси вне кабины.

В качестве более дешевой альтернативы предлагается недорогая модель AST-3 с индексом L с менее мощным двигателем, приводом на два колеса и меньшим тяговым усилием. Таких характеристик машины достаточно для перемещения самолета общей массой до 160 т. Безводильные тягачи Goldhofer этой серии могут буксировать различные типы воздушных судов, от небольших Embraer до Boeing 767. Под каждый тип в памяти системы имеются свои настройки, переход с одного типа самолета на другой очень прост и осуществляется обычным нажатием кнопки.

Буксировщик Goldhofer AST-3. Кабина тягача

Для перемещения небольших самолетов, например, таких как бизнес-джеты, популярностью пользуется малогабаритный аэродромный тягач американской фирмы Lektro. И если раньше компания выпускала в основном классические модели буксировщиков с водилом, то на сегодня весь предлагаемый модельный ряд аэродромных тягачей от Lektro состоит только из машин для работы по безводильной технологии. Новый гибридный дизель-электрический буксир AP8850SDA-H идеально подходит для аэропортов, которым требуется обрабатывать малые самолеты сверхдальних или региональных рейсов. Отличительной особенностью данного буксировщика кроме наличия гибридного двигателя является его малая высота машины, позволяющая без проблем работать с небольшими воздушными судами, а также два поста управления, допускающие работу двух операторов, отвечающих за передвижение вперед и назад. Дизельный двигатель Isuzu развивает мощность 45,3 л.с., запаса электрических батарей хватает на 6 часов непрерывной работы. Тягач с массой 2,4 т развивает скорость до 14,5 км/ч без загрузки и 6,4 км/ч при буксировке самолета.

Буксировщик Lektro модели AP8850SDA-H

Компания FMC, основанная в 1928 г. и ныне входящая в JBT Corporation, выпускает технику, которую можно увидеть практически в любом аэропорту мира. Серия В с водилом применяется для обслуживания самолетов как в гражданской, так и в военной авиации. Каждая модель отличается надежной конструкцией, малым радиусом разворота и отличным обзором. Сама кабина просторная, вмещает до трех операторов, за плавность хода отвечает рессорная подвеска передней оси. Боковые отсеки обеспечивают легкий доступ для обслуживания электрических и гидравлических систем. Аэродромные тягачи от FMC с безводильной технологией работают с самолетами больших размеров от Airbus 320 до Boeing 737.

Буксировщики FMC в работе с водилом и без него

Отличительными особенностями таких буксировщиков являются функции автоматического распознавания воздушного судна, «умная» тормозная система, стабилизирующая движение, исключающая рыскание при торможении. Управление интеллектуальное, с подробными пошаговыми инструкциями по подбору операций для оператора. Для дополнительной защиты самолета используется устройство оповещения об избыточной поворачиваемости во время буксировки. Компания FMC идет в ногу со временем, предлагая кроме стандартных моделей специальные электрические версии своих аэродромных тягачей, отличающиеся наличием буквы «е» в наименовании модели, с необслуживаемым электродвигателем и батареей емкостью до 930 А.ч. О качестве выпускаемой техники говорит большой срок эксплуатации, рассчитанный производителем на 15 лет или 30 000 моточасов.

Буксировщик FMC на электричестве

Логотип компании TLD также можно часто видеть на аэродромных тягачах в аэропортах всего мира. Этот производитель предлагает как безводильные буксировщики, так и машины с водилом. Среди первых самая большая – мод. TPX-500, тягач, предназначенный для буксировки всех широкофюзеляжных воздушных судов. Диапазон обслуживаемых типов самолетов широк и охватывает практически все модели Boeing от 747 до 787 и Airbus от 310 до 350-й модели. Конструкция тягача максимально проста – тут нет никаких видеокамер и минимум гидро­оборудования. Тем не менее буксировщик высокоманевренный и легкий в управлении, а применение качественных компонентов от Danfoss, Rexroth, Poclain, Deutz делает TPX-500 долговечным, надежным и недорогим в эксплуатации. Сиденье водителя располагается на одной линии со стойкой воздушного судна и очень близко к системе захвата для безопасного выполнения операций, поворотное кресло обеспечивает полный контроль над всеми операциями и отличную видимость опоры шасси.

TMX-650 – старшая модель в линейке тягачей с водилом – предназначена для выполнения операций по буксировке среднефюзеляжных и больших самолетов. Автоматический контроль цикла погрузки/ разгрузки позволяет сделать работу с воздушными судами максимально безопасной. Дизельный двигатель мощностью 250 л.с. позволяет TMX-650 проводить буксировку самолетов на скорости до 25 км/ч. Учитывая большие габариты машины, для удобства работы оператора предусмотрены два поста управления, расположенные по разные стороны машины, позволяющие двигаться вперед и назад по взлетной полосе без разворота. В качестве опции возможна установка подъемной кабины.

Буксировщик безводильный TLD модели TPX-500

Основанная в 1947 г. английская компания Douglas с 2015 г. производит свои аэродромные тягачи в составе корпорации Textron. Как и прежде, к заказу доступны буксировщики под брендом TUG с классическим водилом и без него. Младшая в гамме продукции мод. TUG GT-35, несмотря на скромные размеры, способна работать с воздушными судами массой до 120 т, такими как Airbus 319, 320, 321; Boeing 717, 727, 737, 757; а также Ту-134; -154 и -204. Высокая маневренность достигается за счет малых габаритов машины и системы управления всеми четырьмя колесами. Двигатель мощностью в 102 л.с. обеспечивает скорость буксировки самолета до 19,3 км/ч. При поставке буксировщика в страны СНГ тягач дополнительно оснащается полностью закрытой кабиной с системой антиобледенения стекол, «зимним пакетом», включающим обогрев фильтров, аккумуляторов, а также цепями на колеса для езды по льду и снегу.

Буксировщик TUG модели GT-35

Из безводильных моделей наиболее часто в российских аэро­портах встречается Douglas TBL-280. Этот аэродромный тягач может «рулить» как передними, так и задними или даже всеми четырьмя колесами одновременно. Независимо от такого сложного управления работа оператора проста и удобна, ведь для точной работы и контроля над захватом стойки шасси его кресло поворачивается вместе с рулем, педалями и приборной панелью на 180°. Турбированный дизельный двигатель рабочим объемом 7 л развивает мощность в 257 л.с. и способен без проблем буксировать со скоростью до 30 км/ч почти любые типы самолетов массой до 400 т.

Из отечественных производителей аэродромных тягачей можно вспомнить буксировщики от МАЗа, КрАЗа и БелАЗа. Со времен СССР некоторые их модели активно использовались в качестве аэродромных тягачей, и многие были просто уникальными машинами. Например, буксировщик МАЗ-541 был выполнен в виде легкового седана огромного размера. Разработанный в 1956 г., этот автомобиль с двумя рядами сидений отличался от прочей аналогичной техники не только оригинальным внешним видом, но и мощным танковым двигателем, который при собственной массе машины в 30 т мог легко буксировать самолеты весом до 85 т. Кроме этого, МАЗ-541 оснащался двумя постами управления и имел двойной комплект рулей, педалей и селекторов коробки передач. Так, автомобиль-тягач мог ездить вперед и назад, не разворачиваясь.

Буксировщик МАЗ-537Л

В военной авиации широко применялись МАЗ-537Л или КрАЗ-255. «Мазовский» аэродромный тягач собирался с 1963 г. Курганским заводом колесных тягачей и был предназначен для буксировки самолетов массой до 200 т. Тягач КрАЗ-255 производства Кременчугского автомобильного завода с 1967 г. кроме военных аэродромов широко использовался в небольших аэропортах для буксировки авиатехники. Его колесная формула 6х6 предусматривала наличие сразу трех ведущих мостов, что позволяло перемещать воздушные суда независимо от погодных условий и состояния взлетной полосы.

Буксировщики БЕЛАЗ выпускаются уже несколько десятилетий, завод из Беларуси на сегодняшний день имеет в линейке аэродромных тягачей две основные серии этих машин. БЕЛАЗ-74270 является одним из самых мощных аэродромных тягачей в мире и может буксировать воздушные суда со взлетной массой до 600 т. Ему по плечу работа с авиалайнерами типа Boeing 747, Airbus A-380, Ан-124. Кабина трехместная, регулируемая по высоте, с панорамным стеклом и кондиционером. Для улучшения обзорности на машине установлена камера заднего вида. Для безопасности есть бортовая система пожаротушения с дистанционным включением. БЕЛАЗ-74270 с колесной формулой 4х4 оснащен дизельным двигателем Deutz мощностью 443 л.с. Коробка передач автоматическая гидромеханическая, трогание с места осуществляется с пониженной скоростью в 1 км/ч, с плавным набором оборотов и скоростей.

Буксировщик БЕЛАЗ-74270

Машина может оборудоваться цепями противоскольжения и буксировать авиалайнеры по снегу и льду. Ведущие управляемые мосты с многодисковыми тормозами в масляной ванне позволяют управлять движением, выбирая из четырех возможных вариантов: поворот только передними колесами, поворот только задними колесами, поворот и передними, и задними колесами в одну сторону для движения боком, поворот передними и задними колесами для малого радиуса поворота.

Буксировщик КрАЗ-255

С развитием технологий в наши дни разрабатываются и новые виды буксировщиков, способные в будущем заменить стандартные аэродромные тягачи. Американская компания TNA Aviation Technologies для перемещения пассажирских самолетов с максимальной взлетной массой от 9 до 60 т предлагает использовать буксировщик-робот Tugmaxxe. Поворотная платформа может вращаться на 360°, благодаря чему робот способен развернуть воздушное судно практически на одном месте без необходимости поворота передней стойки шасси. Кроме дистанционного управления роботом-буксировщиком можно управлять в полуавтоматическом режиме.

Буксировщик-робот Tugmaxxe

Абсолютно иное технологическое решение продемонстрировала другая американская компания WheelTug, предложившая использовать вместо аэродромного тягача специальное моторизированное колесо, установленное вместо стандартного колеса передней стойки шасси самолета. По идее разработчиков, такое колесо со встроенным электромотором позволит пассажирским самолетам полностью самостоятельно перемещаться по территории аэропорта.

Для движения летчику необходимо будет лишь запустить вспомогательную силовую установку и включить мотор-колесо. Руление будет производиться из кабины с помощью стандартных самолетных органов управления. Предусмотрено размещение в кабине пилотов специального переключателя для включения устройства в режиме движения вперед или назад, а также установка экрана, на который будет выводиться изображение с внешних камер во время руления.

Колесо WheelTug
 

Постоянный рост авиаперевозок, а также увеличение количества типов самолетов представляют собой постоянную проблему для логистики современных аэропортов. И для осуществления наземных маневров с воздушными судами без буксировщиков не обойтись ни сейчас, ни в обозримом будущем. Современная техника для буксировки самолетов позволяет значительно снизить шум и загрязнение воздуха вблизи аэропорта, а также уменьшить неэффективный расход ресурса авиационных двигателей и обеспечить значительную экономию авиационного топлива при перемещении воздушного судна по аэродрому на тяге собственных двигателей.

компании по теме статьи
компании по теме статьи