В важном деле нет второстепенного (Часть 3)

Мобильная топливомаслозаправочная техника для строек

В нынешней нестабильной экономической обстановке обращаться прежде всего в известные лично вам компании и к проверенным предприятиям. Если предприятие незнакомо, постарайтесь получить максимум информации о производителе: посмотрите сайт компании, публикуются ли актуальные новости, проверьте, имеются ли ОТТС на предлагаемую технику.

Нагреватели. Чтобы облегчить перекачивание нефтепродуктов в холодную погоду, заправщики с закрытым кузовом иногда оснащаются нагревателями, подогревающими нефтепродукты в емкостях. В заправщиках открытого типа емкости также можно подогревать. Наружная поверхность резервуаров защищается термо­изоляцией. Подогрев может быть организован путем циркуляции охлаждающей жидкости двигателя в полости между двойными стенками баков (в этом случае исключается коксование масла при разогреве и обеспечивается возможность подогрева очень холодного масла), или использования погружных электронагревателей, получающих питание от генератора, установленного на машину, от инвертора (преобразующего постоянный ток из электросети автомобиля в переменный), или от внешнего источника тока. Либо используется жидкостный автономный подогреватель с форсункой наподобие стояночного отопителя кабины.

Такие нагреватели емкостей особенно популярны в северных регионах, но владельцы автозаправщиков в южных областях также проявляют к ним интерес. При нагревании уменьшается вязкость масел, и производительность перекачивающих их насосов увеличивается, таким образом можно получить немалую экономию времени при обслуживании техники.

ОАО «Завод Старт» (Курганская обл. г. Далматово) специализируется на производстве и реализации автоцистерн, в том числе топливозаправщиков.

Поперечное сечение большинства цистерн – «чемодан». Цистерны имеют изолированные секции для разных жидкостей. Секции автоцистерн и трубопроводы теплоизолированы и пригодны для эксплуатации при температурах воздуха от +40 до –40 °С. По желанию покупателя автоцистерны могут быть оборудованы дополнительно бортовой насосной установкой с приводом от гидромотора; автономной насосной установкой с бензиновым двигателем или работающей от внешней сети 220/380В.

Автотопливозаправщик 66131-04 (АТЗ-17-63685) на шасси УРАЛ-63685-1110-01 (6x4) предназначен для хранения, транспортировки и раздачи светлых нефтепродуктов с движением по дорогам общего назначения. Цистерна вместимостью 17 м3 «чемоданной» формы изготовлена из углеродистой стали, цельносварная, с ребрами жесткости, тремя внутренними перегородками и с дополнительной боковой защитой. Центробежный насос 1СВН-80А производительностью 38 м3/ч имеет механический привод от КОМ двигателя шасси. Есть счетчик выданного топлива, топливный фильтр ФЖУ-25-1,6.

Прочее оборудование. Существуют также разные способы заполнения емкостей для нефтепродуктов. Обычно емкости заполняются через верхние горловины, но можно выбрать и систему заполнения снизу – через быстроразъемный клапан на шланге, подходящем к дну емкости. Шланг находится в отсеке с заправочными пистолетами. Размеры быстроразъемных клапанов для каждой емкости отличаются от прочих, поэтому вероятность ошибки при заправке нефтепродуктов существенно уменьшается по сравнению с заправкой через верхние отверстия. Риск попадания в емкость загрязнений при заправке также уменьшается.

Еще один вопрос, который нужно решить при разработке автозаправщика, – длина и диаметр шлангов, через которые будут подаваться нефтепродукты. Обычно выбирают шланги длиной 5–15 м, но при условиях работы на конкретном объекте могут потребоваться шланги большей длины. А поскольку от длины и диаметра шланга зависит расход потока, в некоторых случаях может потребоваться шланг диаметром больше стандартного.

ООО «ПК «ТЕХИНКОМ-АВТОМАШ» (входит в Холдинг «ТЕХИНКОМ») предлагает широкую линейку автотопливозаправщиков.

Автотопливозаправщик АТЗ-8,5 мод. 4923S4-01 предназначен для светлых нефтепродуктов, с 2-секционной цистерной емкостью 8,5 м3 с сечением «чемодан» из стали 09Г2С толщиной 4 мм. Шасси КАМАЗ-43253 (4х2). Подача насоса – 38,6 м3/ч, не более. Привод насоса от двигателя шасси через коробку отбора мощности. Раздаточный рукав диаметром 25 мм и длиной 5 м. Узел выдачи топлива с заправочным пистолетом расположен в задней части машины.

Если вам важно точно знать и записывать количество нефтепродуктов, которые заправляются в каждую машину, включите в заказ измерительную аппаратуру с электронным управлением, которое упростит архивацию результатов измерений.

Установка высокоэффективных фильтров-газоотделителей между емкостями с нефтепродуктами и заправочными пистолетами поможет удалить из нефтепродуктов воздух и пары и предотвратить случайное попадание загрязнений в машины. Однако следует учитывать, что такие фильтры не смогут кардинально исправить ситуацию, если в емкость будет заправлено серьезно загрязненное масло.

Возможна установка системы рекуперации – оборудования, предназначенного для улавливания паров моторного топлива из резервуаров и топливораздаточной аппаратуры.

Все управление оборудованием автозаправщика сосредоточено на щите управления.

По требованию заказчика автозаправщик может быть дополнительно оснащен оборудованием для наружной мойки машин, для накачивания шин, сварочным аппаратом, металлорежущим станком и т. д. для выполнения работ по ремонту и техобслуживанию машин.

Альтернатива использованию автозаправщика. При некоторых условиях для обслуживания техники на месте работы может быть удобнее использовать компактную топливомаслозаправочную установку, смонтировнную на раме или полозьях и установленную в кузове грузового автомобиля (или даже пикапа). Заправочная установка на прицепе также может быть более экономичным способом обслуживания небольшого машинного парка, чем эксплуатация полноразмерного автозаправщика, если требуется немного эксплуатационных материалов и невозможно использовать всю грузоподъемность автозаправщика.

Организация смазочно-заправочных работ

Преимущество использования мобильных заправщиков заключается в том, что техника, работающая на стройке или в карьере, может ими заправляться по собственному графику, согласованному с режимом работы объекта, с минимальными потерями рабочего времени. Прицеп-топливозаправщик может доставляться на стройплощадку попутной машиной, и для этого не нужно использовать автомобиль специализированной фирмы.

Существует много способов организации заправочных работ и обслуживания техники на стройке или в карьере, чтобы перед началом рабочего дня она всегда была заправлена техническими жидкостями. Можно передать эти работы на аутсорсинг специализированной фирме, использовать собственные автозаправщики или стационарные цистерны для хранения топлива на объекте.

Например, одна из компаний имеет парк из более чем 200 единиц строительной техники. У компании имеются собственные автозаправщики с цистернами емкостью 7600 л, оснащенные 12–13 заправочными пистолетами для заправки разных эксплуатационных материалов. Тем не менее компания диверсифицирует выполнение смазочно-заправочных работ. Кроме приобретения по мере необходимости на текущие нужды сравнительно небольшого количества эксплуатационных материалов закупаются оптом большие объемы топлива, которое хранится прямо на объекте в цистерне емкостью 45 500 л. Большие емкости для топлива обычно устанавливают на строительных объектах тогда, когда потребление топлива больше, чем способны доставлять автозаправщики.

«Уральский завод спецтехники» (УЗСТ, г. Миасс Челябинской обл.) предлагает автотопливозаправщики и полуприцепы-топливозаправщики на шасси многих отечественных и зарубежных марок. Емкость цистерн – от 4,5 до 20 м3. Количество секций – до трех. Поперечное сечение – «чемодан» или эллипс. Привод насоса гидравлический от КОМ или от раздаточной коробки. Завод изготавливает топливозаправочную технику с комплектацией по выбору заказчика. Покраска спецтехники производится в специальной камере с обязательной предварительной дробеструйной обработкой. Проводится ультразвуковой контроль сварных швов. Для того чтобы получить доверие покупателей, предприятие предлагает посетить завод за счет принимающей стороны.

АТЗ-5 Урал-NEXT 43206 6х6: мощность двигателя 240 л.с., емкость цистерны 5 м3, 2 секции, эллиптическое сечение, насос УЗСТ СВН-80.

Когда приходится заправлять большое количество машин, очень важна экономическая эффективность, поэтому компания выстраивает машины в линейку так, чтобы заправочные горловины все были с одной стороны – так заправка из автомобиля-топливозаправщика идет быстрее. Кроме того, заправка производится только в перерыве между сменами, чтобы не отрывать машины от работы.

Мобильные заправочные станции контейнерного типа выгоднее всего эксплуатировать на предприятиях, имеющих большой собственный машинный парк, а также при ведении строительства на отдаленных объектах. Их используют для хранения и выдачи топлива и эксплуатационных материалов как для строительной техники, так и для котельных и дизель-генераторов электричества. Популярность контейнерных заправочных станций обусловлена тем, что для их установки не требуется земляных и строительных работ. Контейнерные заправки изготавливаются на заводе и доставляются в готовом виде, требуется только подключить электропитание. Благодаря этому на предприятии не создается помех для работы, связанных со строительством. Время установки цистерны для хранения топлива на подготовленную площадку составляет 1–2 дня. Стоимость контейнерной заправочной станции значительно меньше стационарной АЗС с подземными резервуарами и намного проще в эксплуатации и техническом обслуживании.

Завод резервуарных конструкций «СтройТехМаш» (ЗРК СТМ, г. Москва) занимается кроме прочего изготовлением на собственном производстве, монтажом и обслуживанием на весь срок службы контейнерных АЗС (КАЗС), модульных АЗС (МАЗС) и мобильных АЗС с резервуарами емкостью 10–20 м3. Возможно изготовление АЗС на два вида топлива.

Предлагается мобильная мини-АЗС на прицепе. В комплектацию входят тракторный прицеп на одной оси, емкость 5 м3из стали марки 09Г2С толщиной 4 мм, металлический шкаф для топливораздаточной колонки, линия выдачи ДУ25 с огнепреградителем ОП-50, клапаном обратным ОК-25 и краном шаровым КШ-25, люк замерный ЛЗ-80, муфта сливная МС-80, топливный модуль, работающий от электропитания 12В или 24В, с подачей 50 л/мин; шланг 4 м с заправочным пистолетом.

Мощность двигателя и расход топлива. Еще один пример. Компания специализируется на землеройных работах и эксплуатирует большое количество экскаваторов, бульдозеров, гусеничных и колесных погрузчиков. Компания приобретает топливо и эксплуатационные материалы оптовыми партиями и хранит их в емкостях контейнерной заправочной станции в машинном парке, чтобы всегда надежно гарантировать наличие и хорошее качество продуктов. Руководство компании считает, что приобретать топливо понемногу у случайных, непроверенных поставщиков рискованно. Расстояние от машинного парка компании до объектов, на которых работают машины, как правило, невелико, поэтому машины каждый день возвращаются на ночь в парк. При таком режиме работы нет необходимости держать на строительных объектах небольшие емкости с топливом. Небольшие топливные цистерны на строительных объектах могут создать множество проблем. Их нужно охранять от воров, вандалов, а также от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Компания владеет в основном машинами малого и среднего весовых классов, у которых мощность двигателя составляет в среднем около 100 л.с., а самая мощная машина имеет двигатель в 175 л.с. Потребность машин в топливе зависит от мощности их двигателя. За исключением случаев, когда машина большую часть времени работает на холостом ходу или выполняет легкие работы, приблизительное потребление топлива довольно легко рассчитать заранее. Экскаваторы с двигателем в 175 л.с. во время работы будут потреблять от 19 до 23 л/ч. У 100-сильных экскаваторов и бульдозеров расход составит 13–14 л/ч, а у мини-экскаваторов весового класса 5–8 т – 7,5-9,5 л/ч.

Исходя из таких значений расходов топлива можно подсчитать, что 350-литровой емкости с топливом хватит на две заправки машины в течение 8–10-часовой рабочей смены. Именно такую емкость с топливом может брать с собой бригада, выезжающая на объект. На легком грузовике обычно везут инструмент и емкость с топливом. Емкость оснащается 12-вольтовым перекачивающим насосом.

В зависимости от объема и режима работ компания может пересмотреть форму организации заправки машин топливом.

ООО «Урал СТ» («УралСпецТранс», г. Миасс) разрабатывает и производит спецтехнику по индивидуальным заказам, в том числе автотопливозаправщики (АТЗ) с вместимостью цистерны от 8 до 20 м3 и более; с количеством отсеков до четырех; на шасси отечественного и иностранного производства; с колесной формулой от 4х2 до 8х8; без спального места и со спальным местом в кабине.

Автотопливозаправщик АТЗ-8 УСТ 5453 на шасси IVECO-AMT «Карго» (4х4) с двигателем мощностью 279 л.с. предназначен для транспортировки, хранения и заправки светлыми нефтепродуктами различных машин. Вместимость цистерны – 8 м3, один отсек, профиль – «чемодан», длина раздаточного рукава – 10 м. Раздача нефтепродуктов осуществляется с помощью насоса 1СВН-80А с подачей 32–38 м3/ч. Фильтр очистки топлива LWZ Ду80 алюминиевый. Катушка выдачи топлива с автоматической смоткой. Комплектация автотопливозаправщика может изменяться по желанию покупателя.

Привлечение сторонней фирмы по аутсорсингу. Компании, специализирующиеся на заправке строительной техники топливом и другими эксплуатационными материалами, обслуживают технику исходя из почасовой ставки, которая изменяется в зависимости от уровня обслуживания: начиная с одной только заправки машин на строительном объекте и до их ежедневного полного техобслуживания, а также планового ТО с интервалом 250, 1000 и 2000 моточасов в полном объеме.

Такие компании доказывают, что их услуги обходятся строительным компаниям дешевле, чем содержание собственных автомобилей-заправщиков, контейнерных заправочных станций и т. д. Во-первых, приобретение этой техники – это немалые инвестиции. И далее, если суммировать затраты на содержание работников, заправочной техники, налоги на имущество, которым является заправочная техника, страховка ее и эксплуатационных материалов. Если строительная компания не работает в какие-то периоды года, расходы на содержание заправочной техники она все равно несет. Амортизация заправочной техники – ее тоже нужно приплюсовать.

Итак, сложив все расходы, мы получим, что эксплуатация собственного топливомаслозаправочного оборудования с операторами обходится на самом деле существенно дороже, чем услуги специализированной сторонней фирмы. Кроме того, топливо от сторонней специализированной фирмы может стоить дешевле, так как она сама закупает его по оптовым ценам. Единственно, где использование собственного топливомаслозаправщика оправдывается, это крупномасштабный строительный проект, там спецавтомобиль будет эксплуатироваться непрерывно целый день или даже сутки. Конечно, в каждом конкретном случае все расходы нужно тщательно просчитать. Кроме экономии на затратах, освобождение строительной компании от ответственности за доставку и заправку машин эксплуатационными материалами имеет большое значение.

Обратившись к услугам специализированной фирмы, строительная компания избавляет себя от всех проблем с оформлением документов. Все эти заботы отнимают время, силы и средства от основной работы строительной компании.

 

В заключение можно рекомендовать в нынешней нестабильной экономической обстановке обращаться прежде всего в известные лично вам компании и к проверенным предприятиям. Если предприятие незнакомо, постарайтесь получить максимум информации о производителе: посмотрите сайт компании, публикуются ли актуальные новости, проверьте, имеются ли ОТТС на предлагаемую технику. По возможности посетите лично производство топливозаправщиков, лично познакомьтесь с руководством завода. Постарайтесь найти кого-то, кто использует заказанную там технику, побеседуйте с ними.

Проверьте таким образом сразу несколько предприятий – не останавливайтесь на первом же попавшемся. Не пожалейте времени для такого анализа рыночных предложений, и вы уменьшите вероятность ошибки.