Импорт телескопических погрузчиков в Россию в январе – сентябре 2018 г.*

Российский рынок телескопических погрузчиков практически полностью представлен техникой иностранных брендов. Среди российских производителей были попытки открыть производство внутри страны, однако опыты заканчивались не более чем образцами.


* Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета стран, входящих в Таможенный союз.

В то же время ряд информационных источников утверждает, что в России две компании в настоящее время осуществляют сборку данного вида техники. Это молодая компания «Истрак», основанная в 2015 г., и ООО «Технокор», где собираются телескопические погрузчики МСУ-2500 на китайской базе. В течение двух лет компания «Истрак» реализовала проект и запустила производство универсальных погрузчиков в Московской области. В настоящее время модельный ряд представлен EASTRAK CX 626, EASTRAK CX 630, EASTRAK CX 735, EASTRAK CX 740, EASTRAK CX 960 и EASTRAK CX 1035. Информации об этой компании очень мало, при этом в сети есть упоминания, что техника выпускается в Испании, тогда как по документам производство осуществляется в России.

Динамика импорта телескопических погрузчиков в Россию в 2014-м – сентябре 2018 гг., ед.

Очередная попытка наладить выпуск «телескопов» в стране предпринимается предприятием ООО «ДорАгроМаш». Осенью 2018 г. появилась информация, что оно планирует уже в марте 2019 г. запустить производство телескопических погрузчиков в Орле на базе обанкротившегося завода «Дормаш».

В силу того, что пока в России все-таки отсутствуют предприятия, выпускающие оригинальные телескопические погрузчики отечественного производства, акцент будет сделан на анализ импортной техники. В 2015 г. вследствие разразившегося в стране кризиса объемы поставок телескопических погрузчиков упали за один год сразу на 30,5%. В последующие два года импорт рассматриваемого вида техники стал увеличиваться и превысил в 2017 г. докризисные отметки 2014 г. В 2016 г. объемы поставок в страну увеличились на треть к уровню 2015 г. В 2017 г. прирост составил 26,8%. Однако по итогам первых трех кварталов 2018 г. ввоз телескопических погрузчиков снизился в сравнении с аналогичным периодом годом ранее на 11,6%.

Ведущими торговыми марками на российском рынке телескопических погрузчиков являются JCB и Manitou. В январе – сентябре 2018 г. на долю рассматриваемого вида техники данных торговых марок пришлось в общей сложности более 3/4 всего импортированного объема. Примечательно и то, что с 2014 г. лидерство марки JCB неизменно, тогда как в более раннем периоде первую строчку занимали телескопические погрузчики марки Manitou. Доля JCB по итогам первых трех кварталов 2018 г. составила почти 52%. В сравнении с январем – сентябрем 2017 г. объемы поставок «телескопов» данной торговой марки в Россию выросли на 13,9% при общем сокращении показателя импорта.

Импорт основных марок телескопических погрузчиков в Россию в январе – сентябре 2018 г., %

Удельный вес телескопических погрузчиков марки Manitou в совокупном объеме в январе – сентябре 2018 г. составил соответственно 23,9%, а объ­емы поставок относительно аналогичного периода годом ранее снизились сразу на 23,4%.

Наиболее популярными моделями остаются уже не первый год погрузчики JCB 531-70 и JCB 541-70 в различной комплектации. В январе – сентябре 2018 г. отмечалось сокращение объемов импорта JCB 531-70 на 5,4%, тогда как импорт JCB 541-70, напротив, вырос в сравнении с январем – сентябрем 2017 г. на 61,7%. В целом на долю этих двух моделей по итогам трех кварталов 2018 г. пришлось 72,6% всего отгруженного объема телескопических погрузчиков JCB в Россию.

В импорте «телескопов» Manitou предпочтение отдавалось модели MLT-X735 в различных модификациях. В январе – сентябре 2018 г. около 57% всего объема поставок данной торговой марки пришлось именно на эту модель погрузчика. В то же время относительно января – сентября 2017 г. объемы поставок MLT-X735 в Россию сократились на 32,1%.

Помимо JCB в январе – сентябре 2018 г. существенно нарастил поставки телескопических погрузчиков в Россию немецкий производитель Kramer-Werke Gmbh. Компания входит в концерн Wacker Neuson Group, головной офис которого располагается в Мюнхене. Доля торговой марки Kramer в совокупном объеме составила 2,5%, при этом в сравнении с тремя кварталами 2017 г. импорт увеличился сразу в 2,4 раза.

Также в пятерку лидеров в январе – сентябре 2018 г. во­шли Dieci и Bobcat, однако спрос на телескопические погрузчики данных торговых марок снизился в сопоставимом периоде на 30,4% и 54,8% соответственно.

В соответствии с распределением торговых марок в январе – сентябре 2018 г. на первом месте среди стран производителей расположилась Великобритания, где осуществляется сборка техники JCB. Доля этой страны в совокупном объеме составила 51,9%. На втором месте соответственно расположилась Франция, где собираются погрузчики Manitou. Также среди импортированной техники здесь изготавливались «телескопы» таких торговых марок, как Bobcat, Haulotte и Massey Ferguson. На долю Франции в импорте рассматриваемого вида техники в Россию в январе – сентябре 2018 г. пришлось 28% совокупного значения показателя.

Замыкает тройку лидеров среди стран производителей с долей 15,7% Италия. Основу поставок телескопических погрузчиков итальянского производства составили машины торговой марки Dieci. Ее удельный вес в совокупном объеме составил 63,2%. Также в Россию отгружались итальянские «телескопы» еще восьми брендов, в частности, это были погрузчики Merlo и Manitou.

Ведущие страны-производители телескопических погрузчиков, импортированных в Россию в январе – сентябре 2018 г., %

На протяжении уже нескольких лет крупнейшим импортером телескопических погрузчиков в России выступает ООО «Джей Си Би Раша». Доля его составила 39,4% в январе – сентябре 2018 г., а объемы поставок в адрес компании выросли на 10,8% в сравнении с аналогичным периодом годом ранее. На втором месте с долей 23,4% ООО «Маниту Восток», объемы поставок в адрес которого снизились в сравнении с январем – сентябрем 2017 г. сразу на 23,3%. Замыкает тройку ведущих импортеров официальный дилер спецтехники JCB и Magni в России ООО «Предприятие «Стройкомплект». Стоит отметить, что объемы поставок в адрес компании в анализируемом периоде выросли почти в два раза, чему в первую очередь поспособствовал интерес среди потребителей на телескопические погрузчики британского производителя.

Ведущие импортеры телескопических погрузчиков в январе – сентябре 2018 г., %

В завершение хотелось бы отметить, что спрос на телескопические погрузчики в России после кризиса 2014–2015 гг. рос на протяжении двух лет. Однако в 2018 г., по всей вероятности, объемы поставок из-за рубежа сократятся на 10–15%. В свою очередь интересно будет узнать о реализации проекта по открытию завода ООО «ДорАгроМаш» в 2019 г., который может стать первым в России производителем оригинальных телескопических погрузчиков российского производства.