Российские бульдозеры теряют потребителя

Без государственной поддержки российское производство бульдозеров зачахнет
П. Луняшин, горный инженер

Статистика показывает, что удельный вес поставок отечественных бульдозеров на российский рынок неуклонно снижается, что говорит о больших проблемах в отрасли.

В 2004 г. отечественная техника занимала 74% рынка, в 2010-м – 46%, а в 2017-м – всего 31%. Даже введение антидемпинговых пошлин на популярные китайские бульдозеры мощностью меньше 250 л.с. не выправило ситуацию.

Очень небольшое по сравнению с прежним уровнем развития машиностроения в СССР количество крупных производителей не успевает за потребностями заказчиков бульдозеров для промышленности по всей стране, а также держит достаточно высокий уровень цен для того, чтобы содержать немалое количество персонала. В Советском Союзе на каждом таком предприятии безостановочно работали конвейеры, существовало понятие больших запасов готовой продукции на складе и «товаров в пути». Именно высокая производительность, по законам экономики, позволяет предприятиям жить хорошо. В настоящее время ведется выпуск машин под заказ, на складах готовых тракторов и бульдозеров практически нет.

Выпуск бульдозеров в России и импорт в 2004–2017 гг.
2004 г. 2007 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Производство бульдозеров в РФ 1798 3349 3139 978 1760 535 476 602
Импорт в РФ 617 1340 2190 1166 2422 814 765 1360
Всего 2415 4689 5329 2144 4182 1349 1241 1962
Процент российских бульдозеров 74 71 59 46 42 40 38 31

Можно отметить, что на российском рынке по-прежнему действуют основные игроки – Челябинский и Чебоксарский тракторные заводы, к которым в начале XXI века присоединился челябинский «ДСТ-УРАЛ». Появилось также немало «серых» сборщиков бульдозеров ЧТЗ и ЧЕТРА.

ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» – промышленное объединение по производству и продаже широкой гаммы колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков), запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции. Входит в состав АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», в структуре которой более 40 предприятий, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов в России и за ее пределами.

«ЧТЗ-УРАЛТРАК» сегодня выпускает пять базовых модификаций тракторов, на основе которых производятся машины для различных условий эксплуатации. Продукция челябинских тракторостроителей в советские годы доминировала на горных работах, и особенно на разработке россыпей. Сейчас бульдозеры ЧТЗ на золотодобывающих предприятиях можно встретить нечасто. В числе причин недостаточное качество выпускаемой техники и деятельность огромного количества «серых» производителей, которые под маркой «ЧТЗ» выпускают контрафактную продукцию, чаще всего из реставрированных деталей под видом новой. Конечно, машиностроители ушли далеко вперед от популярного Т-170, новые бульдозеры имеют современный дизайн, более мощные двигатели, гидромеханическую трансмиссию, модернизированную ходовую часть. Основная часть комплектующих производится на ЧТЗ.

Наибольшей популярностью у потребителей пользуется бульдозер Б10М.0101Е с механической трансмиссией и дизелем Д-180 производства ЧТЗ. В подобной комплектации машина хорошо приспособлена для работы в карьерах и пользуется большой популярностью у потребителей бывших союзных республик. Она неприхотлива в эксплуатации, отличается простотой обслуживания и ремонта. Такие бульдозеры успешно эксплуатируются в любых климатических условиях от Крайнего Севера до знойного юга. При этом на тракторе, как и на более продвинутых моделях, стоит вынесенная ось прокачки тележек, что разгружает бортовые редукторы, повышая надежность и продлевая срок их службы. «Механика» в эксплуатации неприхотлива и позволяет, если понадобится, провести ремонт в полевых условиях, что особенно важно при работе вдали от населенных пунктов и стационарных ремонтных мастерских. Б10 выпускаются также с гидромеханической трансмиссией. На эти машины устанавливают двигатели Д-180 и ЯМЗ-236.

Бульдозеры Б11 с гидромеханической трансмиссией, самые современные из производимых предприятием машин 10-го класса тяги, поставляются с дизелями ЯМЗ-236 (Б11.6000ЕН) или китайскими Weichai WD10G178T25 (эти модели бульдозеров Б11.8000ЕН оборудуются китайской трансмиссией).

Б14.6020ЕН поставляются с дизелями ЯМЗ-236 и гидромеханической трансмиссией, но Б14 по какой-то прихоти конструкторов оборудуются пластиковыми капотами, что для горной машины совсем неприемлемо – это не легковая модель, которая работает в «тепличных» условиях асфальтированных дорог.

Проблемы с пластиковыми деталями возникают и при эксплуатации самого мощного в линейке ЧТЗ бульдозера ДЭТ-400, хотя в целом машина унаследовала лучшие качества ДЭТ-250, выпускавшегося с 1961 г. На тракторе ДЭТ-400 впервые в практике отечественного и зарубежного тракторостроения применена электромеханическая трансмиссия с вентильно-индукторными электромашинами (ВИД) и электронной системой управления. Использование в качестве силового генератора и электродвигателя вентильно-индукторных электромашин обеспечивает возможность работы в условиях повышенной влажности. Сегодня горные предприятия редко заказывают дизель-электрические бульдозеры ввиду потери опыта их эксплуатации, которая имеет свои особенности.

В январе 2018 г. на ЧТЗ была запущена новая сборочная линия, которая обеспечит производственную мощность до 2 тыс. машин в год.

«Челябинский тракторный завод» также занимается восстановительным ремонтом (рециклингом) тракторов, ранее выпущенных на предприятии и уже выработавших свой ресурс. Сборка тракторов осуществляется по обычной серийной технологии, инженерами задача была поставлена предельно понятно: рециклингом заниматься как изготовлением нового трактора. Более того, не просто ремонтировать, а модернизировать технику.

Чебоксарский завод промышленных тракторов АО «ЧЕТРА-Промышленные машины» конкурирует с техникой ЧТЗ (Б10, Б11, Б14) только по моделям с мощностью до 250 л.с. (Т11 и Т15), но можно сказать, что конструктивно ЧЕТРА прогрессивнее устаревшего ЧТЗ, а по качеству выше, потому что машины эти из разных эпох. Сроки службы до капитального ремонта у чебоксарских бульдозеров вдвое превышают аналогичные у челябинских бульдозеров, хотя и стоят «чебоксарцы» больше.

С началом рыночных отношений в России «Промтрактор» раньше других предприятий отрасли освоил современные методы работы. Компания открыла собственную лизинговую компанию и сеть сервисных центров, что позволило расширить программу гарантийно-технического обслуживания. Развитие дилерской сети сделало чебоксарскую марку известной далеко за пределами страны. «Промтрактор» позиционирует свои машины в соотношении с продукцией известных зарубежных брендов в части показателей производительности, комфортности условий работы оператора, надежности, долговечности, ремонтопригодности и трудоемкости технического обслуживания. В то же время эти бульдозеры выгодно отличаются от импортных аналогов по стоимости обслуживания в период эксплуатации. «Промтрактор» выпускает 8 основных моделей весовой категории от 20,2 т до 65,1 т мощностью 150–590 л.с. В стандартной комплектации бульдозеры ЧЕТРА оснащены «арктическим пакетом». На них устанавливают двигатели Cummins или ЯМЗ мощностью 150–590 л.с. и планетарные коробки передач с муфтами диаметром 345–455 мм.

В отличие от ЧТЗ, где предпочитают практически все узлы использовать отечественные или своего производства, «Промтрактор» активно пользуется немецкими, американскими, итальянскими комплектующими. В линейке бульдозеров ЧЕТРА есть исполнение как с российским, так и с американским дизелем, то есть используется принцип дублирования поставщиков важных узлов. Завод «Промтрактор» выпускает самый мощный бульдозер в России – Т-40 с дизелем мощностью 590 л.с., который остается маловостребованным, большинство покупателей предпочитают Т-35. Отзывы специалистов горной отрасли о продукции ЧЕТРА не всегда благоприятные: первые три года бульдозеры работают хорошо, мало уступая своим западным собратьям, особенно если они оснащены двигателями Cummins, а потом начинают давать о себе знать конструктивные недочеты – лопаются рамы и рамы ходовых тележек, имеют место аварийные ситуации с трансмиссией, выходят из строя детали и узлы российского производства: чебоксарские бульдозеры Т-35 во временном отрезке менее надежны, чем зарубежные аналоги, но стоят в полтора раза меньше.

Начало работ по созданию тракторного завода «ДСТ-УРАЛ» можно отнести к 1998 г., когда группа молодых инженеров во главе с Е. Горелым занялась ремонтом техники, в том числе промышленных бульдозеров производства ЧТЗ. Именно с этого времени идея создания современной машины российского производства, способной конкурировать с мировыми лидерами отрасли, начала активно прорастать в умах новаторов. История нового бульдозерного производства в Челябинске началась с 2005 г. Спроектированный на «ДСТ-Урал» бульдозер в 2007 г. на открытом конкурсе в Белоруссии был признан лучшим по технико-экономическим показателям в классе тяги 10 т. Отказ от привычных на тот момент шестеренных коробок передач для отечественного производителя был смелым шагом, выводящим бульдозерную технику на новый уровень. Гусеничный бульдозер с гидростатической трансмиссией был лишен многих недостатков, а использование распространенного двигателя Ярославского моторного завода усилил успех молодого предприятия. Его начали покупать крупные российские компании. «ДСТ-Урал» стал конкурентом Челябинского и Чебоксарского заводов и китайских производителей.

Сегодня завод «ДСТ-УРАЛ»  – это современное предприятие по производству бульдозеров и спецтехники на базе гусеничного трактора ДСТ ТМ10. В настоящее время выпускаются бульдозеры пяти тяговых классов массой до 40 т. Собственный конструкторский отдел, состоящий из молодых специалистов и опытных наставников, позволил реализовать идею связи поколений за счет симбиоза знаний ветеранов и дерзости молодых новаторов. Используемые технические решения и проверенные временем элементы силовой группы, трансмиссии, ходовой части вывели продукцию завода на лидирующие позиции в стране и ближнем зарубежье. Многие производственные процессы роботизированы и автоматизированы. Требовательное отношение к стандартам качества, производственной культуре и работе службы технического сопровождения позволяют рабочим гордиться своей продукцией.

Собрав воедино все составляющие успеха, подчинив их одним законам производства, единой цели, новаторам удалось создать новый российский трактор ДСТ ТМ10. Примечательно, что создатели нового для России производства бульдозеров с гидростатической трансмиссией постоянно держат связь с пользователями своего оборудования, оперативно исправляя указанные недостатки. Поэтому каждая следующая машина, выходящая из стен завода, отличается от предшественника в лучшую сторону. Но многочисленные мелкие недочеты все-таки создают определенные негативные последствия, заставляя покупателей посматривать на проверенные китайские аналоги.

Так, в старательской артели «Бриндакит», ведущей золотодобычу в Республике Саха (Якутия), остались недовольны бульдозером ТМ10 ГСТ12 – к многочисленным проблемам с технической надежностью добавилось отсутствие необходимой мощности – при транспортировке пород в отвалы на подъеме машина начинала пробуксовывать и теряла производительность, что было обусловлено, видимо, износом деталей гидростатического привода.

«Лицензионные» сборщики бульдозеров ЧТЗ

С тех пор как в нашей стране произошла смена общественного строя, минуло более четверти века. Новая власть, признав ущербность социалистического строя, провозгласила новый строй – капиталистический, пропагандируя всеми возможными способами его достоинства. Правда, бóльшая часть соотечественников прелестей нового строя так и не ощутила, однако сполна хлебнула негативных проявлений дикого рынка, фактически не регулируемого властью, отданного на откуп дельцам теневого бизнеса. Сферу строительного и дорожного машиностроения «серое» производство не обошло стороной, рынок наводнен контрафактной техникой и запчастями. В Интернете можно найти массу объявлений о продажах бульдозеров на 20–50% ниже цен производителя. Такие предложения доминируют на большинстве сайтов о продаже оборудования. К примеру, в 2018 г. «новый» бульдозер Б12 предлагают за 5,2 млн руб. при отпускной цене челябинского завода 8,3 млн руб. При этом в настоящее время ЧТЗ уже не выпускает Б12, перейдя на выпуск модели Б14. Но есть компании, старающиеся замаскироваться под «ЧТЗ», которые предлагают технику по его ценам. На рынке встречаются предложения о продаже бульдозеров ДЭТ-250, которые ЧТЗ уже не выпускает.

Речь идет о фирмах – «серых» производителях, занимающихся восстановлением старой техники и предлагающих ее под видом новой. Одно дело, когда фирма продает капитально отремонтированную технику, сообщив покупателю, что машина не новая. Тут вопросов нет, все честно: покупатель платит меньшие, чем за новую машину, деньги, и он осведомлен, что она прошла капремонт, принимая на себя риски возможных аварийных простоев. Но чаще всего продавец недорого продает «новинку» ни о чем не подозревающему покупателю, скрывая факт ее истинного происхождения, а через непродолжительное время эта хорошо покрашенная машина выходит из строя.

Сложность в изобличении лжедилеров в том, что они используют сертификаты соответствия, дающие право на выпуск серийной техники. Сертификаты выдаются многочисленными органами сертификации (их по России более 1000) на основании, как правило, поддельных либо недостоверных первичных документов и актов проведения испытаний техники. Проследить, на каком основании был выдан документ в центре сертификации где-нибудь на Кавказе или в Сибири, на практике оказывается фактически невозможным. На основании незаконно полученных сертификатов изготовители поддельной техники получают через органы Ростехнадзора бланки паспортов самоходных машин (ПСМ) и тем самым обретают практически на законных основаниях возможность реализации собранных из б/у деталей техники под видом новой, а зачастую и с использованием товарного знака законного производителя этих машин.

Многолетнюю борьбу с «серыми» производителями ведет ООО «ЧТЗ-Уралтрак», поскольку такая деятельность причиняет существенный ущерб имиджу и репутации предприятия. Покупая некачественную продукцию, потребитель вводится в заблуждение и считает, что приобретает продукцию ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Учитывая, что ряд узлов и агрегатов, выпускаемых на ЧТЗ, запатентованы (рама, КПП, двигатель), права использования этих узлов и деталей предприятие никому не предоставляло, в свободную продажу они не поступали, руководство ООО «ЧТЗ-Уралтрак» категорично заявляет, что практически все бульдозеры, собранные на территории Челябинской области и реализуемые как новые, на самом деле являются собранными из восстановленных деталей и соответственно продаваться как новые не могут.

В своем письме в Минпромторг РФ от 20.11.2015 г. руководитель ООО «ЧТЗ-Уралтрак» отмечает, что «в РФ существует ряд организаций, периодически меняющих название и формальных руководителей, но использующих одни и те же гаражно-промышленные площадки, в кустарных условиях из бывших в употреблении и восстановленных деталей собирают на базе старой рамы технику низкого качества и реализуют ее потребителям. В большинстве случаев ремонтные фирмы и посреднические компании выдают восстановленные тракторы под видом новой техники». В письме приводится перечень из восьми таких компаний, но число их на самом деле заводчане оценивают, как минимум, от 15 до 30. Судя по всему, в министерстве не прореагировали на просьбу заводчан пресечь беспредел на рынке – число «серых» компаний не снизилось.

Хотя со временем и при удачном стечении обстоятельств некоторые такие компании могут преобразоваться в небольшие сертифицированные предприятия. К примеру, завод «ДСТ-УРАЛ» также начинал с ремонтов и кустарной сборки, а сегодня производит в год более 100 тракторов с гидростатической трансмиссией.

В 2017 г. Челябинский завод промышленных тракторов (ЧЗПТ) освоил серийное производство 180-сильных бульдозеров Б10ПМ.8100ЕН, оснащенных двигателем ЯМЗ-238ГМ2. Эта машина является аналогом Б10 производства ЧТЗ. Объ­емы выпуска составляют 2–4 машины в месяц, цена около 6 млн руб. На рынке есть и другие компании, предлагающие технику «своего» производства. Так, компания «Росальянс» предлагает 180-сильный бульдозер Т10АМ.0111 PROFFI, который является несколько модернизированной копией Т-170 производства ЧТЗ. Цена такого бульдозера с рыхлителем и «арктическими» опциями – 6,35 млн руб. Несколько таких машин отгружены для работы во вспомогательных хозяйствах, на горных работах в настоящее время не используются.

Качества машин такой сборки, естественно, отличается от фирменной продукции ЧТЗ.

Большое количество предложений на рынке и кустарно реставрированных бульдозеров Чебоксарского завода под маркой «Четра».

«Серая» сборка – прерогатива не только России, она очень широко распространена в Китае: десятки компаний предлагают бульдозеры как под широко известными, так и под собственными брендами, неизвестными в нашей стране. Естественно, что велика вероятность получить очень дешевый, но не работоспособный бульдозер. Интернет пестрит массой таких сообщений, которые дают негативные отзывы даже о продукции ведущих китайских компаний, а на поверку это оказывается продукция «гаражной» сборки.

Почему российские бульдозеры не могут войти в мировую элиту

Войти в элиту мирового бульдозерного производства не позволяют экономические факторы: слишком дорогие импортные комплектующие значительно удорожают стоимость, бульдозеры при их применении теряют конкурентоспособность. Российская экономика в своем современном виде не может предоставить все необходимые для сложных машин компоненты. За последние 27 лет очень многое было утрачено: состарились опытные специалисты (а замены им не подготовили), утрачены либо проданы технологии; оборудование распродавалось за бесценок, «свое» много лет «обругивалось», никак не поддерживалось и по рыночным законам спонтанно замещалось импортом, был потерян престиж рабочих профессий. Можно сказать, что отечественные производители проиграли конкуренцию китайским предприятиям, которым они в свое время передавали опыт тракторостроения. Китайские бульдозеры поэтапно вытесняли российские из казалось бы закрепленной за ними ниши. В итоге в низком сегменте преобладают китайские бульдозеры. После девальвации рубля и введения таможенных пошлин на бульдозеры из КНР с мощностью двигателей до 250 л.с. экспансия китайских производителей снизилась, что подтолкнуло объемы производства нашей техники к некоторому росту.

Основные модели бульдозеров, производимых в России
Предприятие Мощность бульдозеров в л.с. и цена в млн руб.
160–165 180–190 220–240 300–320 410–420 490–590
ЧТЗ-Уралтрак (Цена производителя в Челябинске) Б10М.0101ЕН 6,31 Б11.8000ЕН 6,78 Б11.600 ЕН 6,68 Б14.6020ЕН 8,30 ДЭТ- 400 23,84
ДСТ-УРАЛ (ТМ10) (Цена в Челябинске) ТМ10 ГСТ9 7,62 ТМ10 ГСТ10 7,92 ТМ10 ГСТ12 8,31 ТМ10 ГСТ15 10,92 ТМ10 ГСТ20 22,50
ЧЕТРА ОАО «Промтрактор»
(цена с сайта https://industrialmachine.ru/chetra-cena/
Т9 7,10 Т11 9,51 Т15 13,63 Т20 17,98 Т25 22,89 Т35 29,94 ЯМЗ 35,70 Cum
Т40 34,0

В новых сложившихся условиях зарубежные дилеры были вынуждены менять свою ценовую политику. В 2016 г. стоимость китайских бульдозеров в долларовом эквиваленте существенно снизилась по причине девальвации юаня, в среднем на сумму от $5000 до $15 000. В 2018 г., по сообщениям печати, китайское правительство планирует продолжить девальвацию своей национальной валюты, что повысит конкурентоспособность бульдозеров из КНР и нанесет новый удар по российским производителям. Конечно, отечественные бульдозеры имеют определенные преимущества перед зарубежными машинами ведущих брендов: привлекательная цена, ниже и первичная стоимость техники, и стоимость всего периода работы машины, включая стоимость обслуживания и эксплуатации. Второе – простота конструкции и доступность ремонта. Обслуживание может выполнять сама организация, которая использует машину. Это является плюсом в случаях, когда работы производятся в труднодоступных и отдаленных местах. Но эти преимущества при более низком качестве отечественной техники не сыграют значительной роли, и Россия может потерять такую нужную для развития страны отрасль.

В настоящее время ориентация на помощь машиностроению в нашей стране либо отсутствует, либо предоставляется в таких мизерных размерах, что предприятия вынуждены выживать самостоятельно. Государство продолжает вкладывать деньги в многочисленные госкорпорации, различные громкие проекты типа проведения олимпийских игр или чемпионата мира по футболу, которые после их завершения не будут способствовать подъему экономики. Напомню, что Советский Союз занял в свое время лидирующие мировые позиции именно за счет развития тяжелой промышленности и машиностроения. Сегодня машиностроению незаслуженно отказано в государственной помощи, отрасль в какой-то степени поставлена в ущербное положение – предпочтение отдается торговле, на которой далеко не уедешь и могучей державы не построишь. Китайские же производители бульдозеров получают мощную поддержку государства в виде приобретения наиболее значимых лицензий на производство современного оборудования, дешевых кредитов, серьезных инвестиций в развитие, что дает важные преимущества в ценовой конкуренции.

В 2017 г. объемы продаж бульдозеров выросли сразу на 58% по сравнению с 2016 г., причем импорт возрос на 78%, а российских бульдозеров купили только на 26% больше. По мнению дилеров, главным драйвером этого всплеска стал отложенный спрос, ибо уровень износа основных фондов в добывающих отраслях превысил 50%, и промедление с закупками стало смерти подобно. Удовлетворив острую потребность, предприятия возвращаются в режим ожидания. С 2014 по 2017 гг. средние рублевые цены на бульдозеры выросли на 44%, максимальные темпы роста наблюдались в 2016 г. – 28%, чему в определенной степени поспособствовало введение утилизационного сбора. Цена догоняла валютный курс, что выглядит очевидным, несмотря на то, что многие поставщики снизили цены на свою продукцию. За 2017 г. средняя цена подросла на 12,3%, хотя курс был достаточно стабилен и колебался в пределах 56–60 руб. за доллар. Видимо, рост цен был ближе к уровню реальной инфляции, которую оценивают в 13–15% годовых, и никак не соотносится с 3,8%, о которых нам радостно сообщает Минэкономразвития.

Учитывая повышенный неудовлетворенный спрос на бульдозеры различной мощности в нашей стране, который сохранится даже в самой отдаленной перспективе, целесообразно подумать о строительстве в России современного завода, который бы по лицензиям ведущих компаний Caterpillar или Komatsu выпускал наиболее популярные в горной промышленности бульдозеры, отличающиеся высочайшим качеством и надежностью. В свое время Советский Союз всего за 20 лет из «лапотной» страны превратился в ведущую мировую державу именно за счет строительства современных предприятий. Мы же последние 27 лет продолжаем терять потенциал, накопленный за годы советской власти, вкладывая свои резервы в развитие американской экономики, впустую растрачивая деньги на громкие проекты, которые не способствуют повышению производственного потенциала страны.

Утилизационный сбор на бульдозеры подорвал спрос потребителей из малого бизнеса

Введенный с 2016 г. утилизационный сбор (УС) на спецтехнику, в том числе и на бульдозеры, самым негативным образом сказался на бульдозерном рынке. Продукция отечественных тракторных заводов, выпускающих бульдозеры весом до 24 т, подорожала сразу на 20–25%. Утилизационные сборы на фоне 100%-ной девальвации рубля добавили проблем как потребителям оборудования, так и его производителям и продавцам. Резкое падение курса национальной валюты «прижало» импорт, но и падение внутреннего производства составило более 50%. Недоступность кредитов при обвалившейся оборачиваемости собственных вложений обанкротила мелких продавцов техники. Повышение цен побудило небольших подрядчиков отказаться от планов обновления основных средств в пользу их аренды и увеличить затраты на содержание и восстановление имеющегося парка машин.

Размеры утилизационного сбора на бульдозеры
Масса бульдозера Ставки сбора в рублях
Новые Старше трех лет с даты выпуска
До 10 т 600 000 1 800 000
10–24 т 1 050 000 5 250 000
24–35 т 1 260 000 8 250 000
35–50 т 1 500 000 10 500 000
Свыше 50 т 2 250 000 15 000 000

Принятые коэффициенты к базовой ставке УС также вызывают ряд вопросов.

УС имеет экономически нецелесообразную величину для рынка оборудования небольшой мощности, так как его размер составляет до 30–50% от стоимости машины при реальной стоимости утилизации такой техники не более 0,2–0,3 млн руб. Сомнительно, что на утилизацию маленького 3–5-тонного бульдозера стоимостью 1 млн руб. потребуется 600 тыс. руб. УС для тяжелого бульдозера D9R мощностью 410 л.с. составляет около 4%. (2,25 млн руб.) от стоимости, а для Б10М мощностью 180 л.с. – 27,5% (1,05 млн руб). Покупатели дорогостоящей техники найдут эти дополнительные 4,0%, а для мелкого собственника рост затрат на 25–30% оказался неподъемным – сотни небольших компаний в стране разорились, чему в немалой степени поспособствовал и утилизационный сбор. О какой эффективности производства и поддержке малого бизнеса можно говорить в этом случае?

Остро назрел вопрос снижения УС на оборудование небольшой единичной мощности и веса. Возмещение покупателям затрат на утильсбор при покупке техники малой мощности позволило бы ускорить техническое обновление небольшим организациям и благоприятно сказалось бы на стоимости выполняемых ими работ, повысило бы спрос на продукцию отечественного тракторостроения.