И птичка летает подумавши (Часть 3)

О том, как важна предварительная работа при выборе экскаватора

В дополнение ко всем упомянутым пословицам – образцам народной мудрости, нужно добавить знаменитое суворовское: «Тяжело в учении – легко в бою!» Выбор остается за вами: решите вы потратить силы и время на тщательный анализ перед покупкой нового экскаватора, чтобы сэкономить, возможно, сотни тысяч рублей за период эксплуатации экскаватора, или же просто доверитесь дилеру и понадеетесь на его рекомендацию. Но во втором случае вы можете купить не тот экскаватор, который вам оптимально подходит, а тот, который хочет продать дилер.

Выбрать бренд, дилера и модель

Когда вы подробно, как описано в предыдущих частях статьи, выясните для себя, какие характеристики должны быть у будущего экскаватора, можно переходить к выбору бренда. Если у вас уже есть другое оборудование определенного бренда или есть дилер, с которым сложились хорошие деловые отношения, это неплохие отправные точки для начала. Рекомендуется выбирать опытного и имеющего солидную репутацию дилера, который поможет вам правильно подобрать подходящий по характеристикам экскаватор и подскажет, какое дополнительное оборудование к нему приобрести. Проведите сравнение с машинами других брендов, дилеры которых работают в вашем регионе, даже если после такого сравнения ваш исходный бренд вам понравится еще больше, чем прежде. По крайней мере вы будете знать, какая еще техника предлагается на рынке.

Следует больше учитывать репутацию бренда, чем цену машины, потому что на вторичном рынке уважаемый бренд будет стоить дороже, он надежнее. Как у дилера организовано снабжение запчастями и послепродажная техподдержка – это тоже очень важно. Лишние 50 тыс. руб. в цене – невысокая плата по сравнению со стоимостью аренды подменного экскаватора на время, пока ваш собственный будет простаивать в ожидании запчастей. Обсудите с дилером, как можно оперативно получить комплект инструмента для проведения обслуживания и комплект запчастей на случай аварии.

Выбрав бренд, подбирайте конкретную модель. Проведите сравнение характеристик и прочих особенностей, преимуществ и недостатков моделей. При прочих равных условиях какие-то особенности одной модели могут сделать работу более удобной или, наоборот, ограничить возможности использования экскаватора для выполнения каких-то отдельных работ.

Надежность каждого элемента конструкции влияет на стоимость эксплуатационных затрат на протяжении всего срока службы гусеничных экскаваторов. Например, большое внимание компания Doosan Infracore уделяет прочности конструкции своих экскаваторов. На всех экскаваторах используются усиленные стрелы, формы которых оптимизированы и обеспечивают равномерное распределение нагрузок, места концентрации напряжений усилены литыми элементами. Для увеличения срока службы и надежности используются металлокерамические втулки шарниров стрелы, рукояти и ковша. Интервалы смазывания увеличены до 250 часов (кроме ковша).

Ассортимент экскаваторов, представленных на российском рынке корейской компанией Doosan Infracore, впечатляет. Это 14 моделей гусеничных экскаваторов серии DX – от компактных до тяжелых, массой от 5,6 до 70,1 т, с двигателями мощностью от 41,5 до 345 кВт и ковшами от 0,175 до 3,3 м3. К ним прибавляются 8 моделей экскаваторов серии Solar массой от 21,5 до 49,9 т, с двигателями 109–232 кВт и ковшами от 1,05 до 3,2 м3. Колесные экскаваторы серии DX (5 моделей) и Solar (2 модели) составляют ряд машин массой от 5,55 до 20,8 т, с двигателями от 42 до 119 кВт и ковшами от 0,18 до 1,18 м3. Кроме того, предлагаются экскаваторы-«разрушители» (5 моделей), имеющие индекс Demolition в наименовании. Масса их составляет 29,6–49,9 т, с двигателями 147–232,4 кВт и ковшами от 0,64 до 3,2 м3.

Часто покупатель ориентируется только на цену покупки, но принимая решение о приобретении машины, также важно хорошо представлять себе, какова будет совокупная стоимость владения вашим экскаватором. Иногда производители указывают примерный срок окупаемости экскаватора исходя из среднего уровня цен на топливо в определенное время и высокой загруженности машины работой. Но на практике сложно подсчитать окупаемость капиталовложений в покупку экскаватора, потому что многое зависит как раз от конкретных условий работы машины и от цен на топливо в данный период времени.

Не делайте выбор в одиночку, используйте опыт, знания и интуицию специалистов дилера, которые помогут вам выбрать наиболее подходящую для ваших задач машину. У производителей техники и дилеров обычно имеются разные льготные программы, направленные на максимальную стабилизацию совокупной стоимости владения экскаватором. В такие программы входят гарантийные обязательства и сервисные контракты дилеров. Программы дают возможность клиенту точно планировать расходы на обслуживание и ремонт приобретенной техники, гарантируют, что в оговоренный в контракте срок стоимость содержания техники не изменится. В такие программы также может быть включена подписка на обслуживание телематической системой, которая позволяет повысить эффективность использования экскаватора и является еще одним средством снижения затрат на содержание оборудования, мониторинга его производительности и выполнения техобслуживания.

Тест, эксплуатационные испытания. Настоятельно рекомендуется, прежде чем сделать покупку, попросить предоставить экскаваторы на тест и ознакомиться с их работой. После того как покупатель (или его операторы) сам поработает некоторое время в кабинах экскаваторов нескольких моделей и на практике оценит особенности каждой машины, его представления могут сильно измениться и он примет решение о покупке более осо­знанно.

Купить или взять в аренду? Первый вопрос, на который должен себе ответить покупатель: нужен ли мне экскаватор? Если вы часто берете экскаватор в аренду или нанимаете фирму-субконтрактора для выполнения работ экскаваторами, логично возникает вопрос о приобретении такой техники в собственность. Однако, принимая решение о приобретении машины в собственность, следует учитывать, что кроме цены покупки в процессе ее эксплуатации предстоят еще различные затраты, которые в общем называются «совокупной стоимостью владения». Поэтому прежде чем вы решите приобрести экскаватор в собственность, нужно точно определить виды и рассчитать объемы работ, которые предстоит выполнить, чтобы не потратиться напрасно на приобретение не очень нужной вам машины.

Если землеройные работы проводятся нерегулярно, от случая к случаю, оптимальным решением может быть аренда экскаватора. Аренда имеет свои преимущества:

  • можно использовать новейшее или высококачественное оборудование именно такого типоразмера, какой нужен для выполнения данной конкретной работы, или же определенные узкоспециализированные модификации для определенных видов работ или строительных объектов, которые вы не могли бы себе позволить приобрести в собственность;
  • оборудование высокопрофессионально обслуживается фирмой-арендодателем, в случае внезапного выхода машины из строя оперативную помощь окажут специалисты арендодателя;
  • арендодатель обеспечивает оперативное снабжение запчастями.

Оформляя договор аренды, внимательно изучите, как распределяются обязанности по техобслуживанию экскаватора в период его эксплуатации вами.

Существует и еще одно «бюджетное» решение: можно приобрести экскаватор б/у. Конечно, перед покупкой его нужно тщательно проверить.

Порядок осмотра экскаватора б/у

Начните с ходовой части.

1. Переднее направляющее колесо (ленивец) должно иметь возможность для перемещения вперед по раме (регулировка натяжения гусеничной ленты не должна быть выбрана полностью).

2. Проверьте зазор между нижними точками опорных катков и верхними точками пальцев гусеничных траков.

3. Проверьте ведущее колесо (звездочку), нет ли чрезмерного износа или подтекания сальников, сколов на зубьях.

4. Сделайте замер расстояния между осями пальцев гусеничной цепи в трех разных местах, а затем подсчитайте среднее значение. Сравнив полученное число со значением, указанным производителем в техдокументации, можно определить износ втулок траковых шарниров. Люфты между пальцами и втулками гусеничной ленты со временем увеличиваются, что приводит к ослаблению натяжения и провисанию гусениц.

5. Проверьте, нет ли трещин или сварных швов – следов ремонта на раме ходовой части.

Затем нужно провести ходовые испытания. Рекомендуемая длина пробега экскаватора во время испытания – не менее 500 м. Проверьте: а) прямолинейность хода: на отрезке 100 м допускается отклонение не более 3–5 м от заданного направления; б) выполнение разворота; в) способность экскаватора преодолевать подъем; г) отсутствие нагрева подшипников; д) исправность работы всех включаемых передач и механизмов.

6. Проверьте механизм поворота на горизонтальной площадке с ковшом, заполненным грузом. Рукоять выдвигается в среднее положение при наклоне 45°. В этом положении платформу несколько раз поворачивают вправо и влево на 250–300°. Платформа должна поворачиваться легко, опорно-поворотные катки не должны пробуксовывать и не должны иметь задиров с дорожкой катания зубчатого венца.

7. Откройте дверцу сервисного люка моторного отсека и осмотрите двигатель, извлеките щупы для измерения уровней технических жидкостей, осмотрите стеклянные трубки-указатели уровней жидкостей. Осмотрите гидронасос, РВД гидросистемы и гидрораспределитель: нет ли следов подтекания.

8. Проверьте общее состояние кабины. Обращайте внимание на всё: не разбиты ли стекла, нет ли на них трещин, нет ли вмятин или следов ржавчины на стальных панелях кабины.

9. Должно быть заметно, что пальцы и втулки шарниров стрелы регулярно смазывались пластичной смазкой.

10. Осмотрите стрелу и рукоять: нет ли на них трещин, иных повреждений или сварных швов – следов ремонта.

11. Должно быть видно, что пальцы и втулки шарниров рукояти и ковша регулярно смазывались пластичной смазкой.

12. Штоки гидроцилиндров должны быть гладкими и не иметь следов повреждений. Следы масла свидетельствуют о наличии царапин на штоке или о необходимости замены уплотнительной манжеты штока. Действие напорного механизма можно проверить выдвижением и втягиванием груженого ковша при горизонтальном положении рукояти. При испытании рукоять с грузом должна плавно втягиваться под действием напорного механизма.

13. Убедитесь, что экскаватор укомплектован ковшом правильного размера и типа, необходимых для запланированных вами работ. Проверьте, нет ли на ковше повреждений, следов ударов, трещин или сварных швов – следов ремонта.