ЧМЗ

Российские автокраны в 2017 году

В течение 2017 г. рынок автокранов рос вместе с рынком коммерческого транспорта. По нашим подсчетам, российские заводы: Клинцовский, Галичский, Ивановский и Челябинский выпустили 2115 ед. автокрановой техники грузоподъемностью (г/п) от 16 до 100 т. В сравнении с 1650 ед. в 2016 г. рост в натуральном выражении составил 28%. Ощутимый вклад в этот объем внес автокрановый завод из города Иваново, возвращение которого под новым именем стало событием года.

Сегодня на рынке оперируют четыре российских предприятия: «Галичский автокрановый завод», «Клинцовский автокрановый завод», «Челябинский механический завод» и «Ивановский машиностроительный завод АВТОКРАН». Остальные заводы либо закрылись целиком, как «Угличмаш», либо закрыли крановое производство, как «Мотовилиха».

ЧМЗ

Рынок – 2115 автокранов – распределился между марками следующим образом: «Клинцы» – 33,05% (699 ед.), «Галичанин» – 30,45% (644 ед.), «Челябинец» – 19,15% (405 ед.), «Ивановец» – 17,35% (367 ед.).

Основной востребованный рынком продукт – автокраны г/п 25 т, на них приходится порядка 70% продаж, и столько же в свои производственные программы закладывают заводы. При этом спрос сдвигается в сторону длинных стрел, что является естественным эволюционным развитием рынка.

Такой класс машин, как «городской автокран», отодвинут в сторону в связи с небольшими проблемами у его главного инициатора – ивановского «Автокрана». Его место занял новый тренд – краны, соответствующие по полной массе и нагрузкам на оси требованиям техрегламента. Это не просто облегченные модели – это краны, можно сказать, нового поколения, не только не уступающие по грузовысотным характеристикам своим предшественникам, но и превосходящие их. Похоже, у облегченных кранов больше шансов, чем у «городских», заселить собой Землю, тем более, что речь идет о целых модельных рядах в диапазоне 25–50 т.

Слухи о кончине такого типоразмера, как 16-тонные краны, оказались сильно преувеличенными. Краны г/п 16 т живут и развиваются: получают современные стрелы сложного гнутого профиля и увеличенной длины и в целом улучшенных грузовысотных характеристик. У 16-тонных кранов есть группа приверженцев-покупателей в нефтегазовой отрасли, так что этот типоразмер будет жить еще очень долго.

ЧМЗ

Растет доля кранов г/п 32–50 т. Это опять же объективный эволюционный путь развития: чем выше грузоподъемные характеристики, тем больше возможностей у его владельца, причем возможности растут не линейно, а скорее по восходящей кривой. Аналогичным образом растет и доход краностроителя. Это интересный диапазон грузоподъемности, где возможности уже большие, а машины еще не слишком сложные.

Диапазон свыше 50 т представлен 100-тонными кранами «Галичского автокранового завода», который выпускает их по одной единице в год. Но зато какая это единица! Есть надежда, что в 2018 г. выпустят больше.

В общем, каждый типоразмер движется к совершенству, и движется исключительно на стандартных автомобильных шасси. Тема специальных шасси автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой отложена в долгий ящик, если не навсегда.

Итак, в 2017 г. «Челябинский механический завод» увеличил объемы производства на 12,5%, выпустив 405 автомобильных кранов. «Мы своими достижениями довольны, хотя не росли вместе с рынком, – рассказывает генеральный директор ЧМЗ Пётр Юрьевич Вагин. – Но во-первых, мы полностью обновили весь модельный ряд, запустив в 2017 г. новую серию автокранов «Серия плюс». Это совсем другие машины и по характеристикам, и по эксплуатационным, и по потребительским свойствам. Это большая работа, которая забрала силы и время, что, естественно, сказалось на производственном цикле. Более того, в 2017 г. у нас акцент был на то, что все-таки не количеством, а качеством побеждать – мы сделали уклон в сторону доходности. Если посмотреть на рынок, то максимальный рост дают сегменты 32, 40 и 50 т – порядка 50% по сравнению с прошлым годом. Поэтому мы запустили серию 50-тонных машин, которые обеспечивают больший маржинальный доход. И с точки зрения производства проще сделать 4 легкие, чем одну тяжелую машину. Поэтому мы наращивали доходность, а не тираж, акцентировав внимание на 40- и 50-тонных кранах».

«Серия плюс» г/п от 16 до 50 т включает мод. КС-45734, КС-55732, КС-55733, КС-65711, КС-65717, к особенностям и преимуществам которых относятся стрелы с овоидным профилем, поворотные рамы новой конструкции, одновременно более прочные и легкие, новые нижние рамы также более легкие и прочные. Все модели укладываются в габаритные требования и требования техрегламента по полной массе и нагрузкам на оси. Кроме того, в базовой комплектации улучшили комфорт кабины оператора и эргономику рабочего места.

ЧМЗ

Большую часть производственной программы традиционно составляют 25-тонники, одновременно растет доля более тяжелых кранов. В 2016 г. ЧМЗ выпустил 8 кранов г/п 40 т, в 2017 г. – 11 ед., что составило 18% этого сегмента. В 2016 г. выпустили 7 кранов г/п 50 т, в 2017 г. – 23 ед., что составило 31% сегмента 50-тонников, и фактически рост этого сегмента обеспечил ЧМЗ.

В конце 2016 г. ЧМЗ запустил в производство новую мод. КС-45734 г/п 16 т с улучшенными грузовысотными и эксплуатационными характеристиками. Выпустили 26 единиц, что составило 20% этого сегмента.

Инвестиционная программа в 2017 г. несколько сократилась до 200 млн рублей, но о ее остановке не может быть и речи. «Заказчик предъявляет все более жесткие требования к продукции – чтобы машина была качественная, красивая, не ломалась, – поясняет Пётр Юрьевич. – Сама жизнь заставляет инвестировать, и мы вкладываем в производство, в обновление парка, наша инвестиционная программа предусматривает порядка 300 млн рублей в 2018 г.».

Численность персонала ЧМЗ в течение 2017 г. сократилась примерно на 100 человек за счет модернизации производства и передачи ряда работ на аутсорсинг. Сейчас на заводе работают 830 человек.

ЧМЗ

Промышленная группа «Кудесник» выпустила 1343 автокрана, что на 23% больше, чем в 2016 г. Марки «Клинцы» и «Галичанин» занимают более 60% рынка. «Клинцовский автокрановый завод» выпустил 699 автокранов, и все 699 были проданы. В основном это 25-тонники – 64% от всего объема, 19% – 16-тонные краны, 9% – 32-тонные и 3% – 40-тонные. Практически весь объем поступает на внутренний рынок, отгрузки в Республику Беларусь незначительны, около 20 машин за год. Большой объем автокранов, около 160 ед., отгрузили военному ведомству. Ежемесячно завод отгружает порядка десяти автокранов с рабочими платформами (люльками), то есть на такие машины спрос есть и усилия не пропали даром.

25-тонный кран «Клинцы» с рабочей платформой

«Галичский автокрановый завод» выпустил 644 автокрана различной грузоподъемности. Примерно 90% производства пришлось на 25-тонники. Существенных обновлений основного модельного ряда не проводили.

В 2017 г. завод собрал 100-тонный кран КС-84713-2 на полноприводном шасси МЗКТ 10х10, расширив таким образом линейку. В прошлом году выпустили 100-тонник на МЗКТ 10х4, в позапрошлом на шасси Volvo. Не исключено, что в 2018 г. удастся увеличить выпуск. «В этом году, может быть, сделаем два или даже три, – говорит Владислав Уваров, начальник отдела продаж ГАКЗ. – Поступили коммерческие запросы, так что надежда есть».

На кран КС-84713-2 установлена первая стрела разработанного заводскими конструкторами эллиптического профиля с двумя наклонными гранями, выполняющими роль ребер жесткости. Исследования с помощью тензометрических датчиков дали положительные результаты. На профиль, названный овалоидом, завод получил патент.

Завод продолжает развивать новое направление – краны-манипуляторы. Выпустили два исполнения на трех видах шасси КАМАЗ-65115, КАМАЗ-65117 и КАМАЗ-43118. Это КМУ-150 стандартный и КМУ-150 с радиоуправлением и рабочей платформой (люлькой).

25-тонный кран «Галичанин» с 40-метровой овоидной стрелой

Кроме того, ГАКЗ выпустил три гусеничных крана RDK.

Как мы хорошо помним, в 2014–2015 гг. ОАО «Автокран» переживало небольшие затруднения, прекратив отгрузку продукции, и ряд кредиторов инициировали процедуру финансовой несостоятельности предприятия. В 2016 г. с появлением нового собственника и реструктуризацией долга завод возобновил производство «младших» моделей в небольших объемах. «Брянский автомобильный завод», как предприятие, имеющее стратегическое значение, перевели под контроль «Концерна ВКО «Алмаз-Антей». На этом история крановых шасси БАЗ закончилась.

18 мая 2017 г. зарегистрировано новое предприятие «Ивановский машиностроительный завод АВТОКРАН», и судя по объему производства в 2017 г., предприятие возродилось из рыночного пепла.

Итак, в 2017 г. завод выпустил 116 автокранов, будучи ОАО «Автокран», и 251 автокран уже как «ИМЗ АВТОКРАН». Основной объем, 78%, пришелся на 25-тоннники, 17% – на 16-тонники прежних серий. В ассортимент также входят автокраны г/п 35 и 40 т. В качестве базовой машины используют стандартные шасси КАМАЗ, УРАЛ и МАЗ. В 2018 г. возможно расширение линейки до кранов г/п 50 т.

Автокраны «Ивановец»
 

Итак, картина вырисовывается оптимистичная – производство растет высокими темпами. Продолжится ли рост в 2018 г.? «Если останется на уровне 2017 г., то это будет великая победа. Все зависит от политической обстановки», – дает осторожный прогноз Пётр Юрьевич Вагин.