Веселые качели

Российский рынок бульдозеров

В 2008 г. российский рынок бульдозеров на волне строительного бума достиг своего исторического максимума – 6972 бульдозера, причем на отечественные машины пришлась доля в 61% – 4249 единиц. Должно было быть больше, но август 2008 г. прервал рост рынка, как дробь № 6 прерывает гордый полет куропатки. Строительный бум характерен разнообразием форм и содержаний – все желающие могли участвовать в этом празднике жизни: российские, западные и китайские производители бульдозеров. Как обычно, в наихудших условиях с точки зрения финансового рычага были российские предприятия. С тех пор поменялось многое, но не это. В чем-то должна быть стабильность.

За 2009 г. рынок сократился в пять раз, затем, в 2010 г., начал карабкаться вверх, и в 2011–2012 гг. он достиг своего локального максимума с объемом около 5000 машин. Запомним это число, ибо вряд ли когда-либо вновь его достигнем.

Бульдозер ЧТЗ ДЭТ-250 в работе

За 2013–2014 гг. рынок снизился примерно на 40%, сокращение продолжилось в 2015–2016 гг.: в 2015 г. все российские заводы выпустили 535 бульдозеров, 814 единиц ввезли из-за границы, итого рынок составил 1349 единиц. 1200–1500 единиц – вот емкость современного рынка бульдозеров.

Case 2050M XLT

Девальвация рубля стимулировала интерес потребителя к наиболее доступному по цене сегменту, так, продажи завода «ЧТЗ-Уралтрак» в 2015 г. выросли на 20–25%, в то время как «Промтрактор» не смог собрать заказы на свою более дорогую продукцию, китайские марки по той же причине отсутствия платежеспособного спроса фактически ушли с рынка. Орловский «Дормаш» мог бы воспользоваться ситуаций, тем более, что его считают одним из бенефициаров введенных ЕЭК в конце 2015 г. заградительных пошлин на китайские бульдозеры (ставка до 45% в зависимости от бренда), но руководство завода предпочло закрыть производство.

Импорт бульдозеров в 2015–2017 гг.
2015 г.* 2016 г.* 1/2 2017 г.* Прогноз 2017 г.
Малые 86 50 26 55
Средние 623 528 554 750
Тяжелые 105 187 140 180
Всего 814 765 720 98
*Данные ID-Marketing.

В 2016 г. российские заводы, которых осталось три: чебоксарский «Промтрактор» и челябинские «ЧТЗ-Уралтрак» и «ДСТ-Урал», выпустили 476 бульдозеров, а ввезли 765, итого 1241 единица. И внутреннее производство, и импорт сжимались в унисон всей экономике, и даже крупные добывающие предприятия вошли в режим экономии и откладывали покупки под воздействием снижения цен на сырье. Исключение составляет разве что угольная промышленность благодаря росту импорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Китай, Южную Корею, Японию, Индию. Высокий спрос на качественный российский уголь, в первую очередь на металлургический, объясняется наводнениями 2016 г. в Китае и Австралии и плюс к этому сокращением внутреннего производства угля в Китае. Большие обороты предполагают большой парк техники, причем премиального класса для максимальной производительности и во избежание простоев из-за неисправностей и проблем с запчастями.

ЧЕТРА Т11ЧЕТРА Т35ЧЕТРА Т25

В первой половине 2017 г. к угольщикам присоединились другие добывающие предприятия, создав всплеск спроса на бульдозеры, прежде всего на импортные бульдозеры тяжелых и средних классов. По мнению специалистов отрасли, главным драйвером этого всплеска стал отложенный спрос, ибо уровень износа основных фондов в добывающих отраслях достиг 30%, и промедление с закупками стало смерти подобно. Удовлетворив острую потребность, предприятия возвращаются в режим ожидания. Поставки тяжелой техники достаточно растянуты во времени и еще отразятся на итоговой статистике 2017-го и первой половины 2018 г. Возможен всплеск продаж в конце года на ожиданиях очередной девальвации рубля в 2018 г.

С 2014-го по 2017 г. средние рублевые цены на бульдозеры выросли на 44,2%, максимальные темпы роста наблюдались в 2016 г. – 28,2%. Цена догоняла валютный курс, что выглядит очевидным. За полугодие 2017 г. средняя цена подросла уже на 12,3%, хотя курс был достаточно стабилен – он колебался в пределах 55–60 рублей за доллар. Скорее, цена ближе к уровню реальной инфляции, которую оценивают в 15% годовых, и никак не соотносится с 3,8%, о которых нам радостно вещает Мин­экономразвития.

Бульдозер ЧТЗ Б10М на Чукотке

Не стоит ждать ощутимого роста рынка в 2017 г. из-за высоких цен на импорт. Что касается внутреннего производства, то за первые пять месяцев выпущено 199 бульдозеров, львиная доля которых производства «ЧТЗ-Уралтрак». Предположительно объем внутреннего производства 2017 г. сохранится на уровне 2016 г. или даже ниже.

Caterpillar D8R

Главные потребители бульдозеров – это горная промышленность, добыча нерудных материалов, дорожное и гражданское строительство. Горные предприятия исторически предпочитают тяжелые бульдозеры Komatsu и Caterpillar. Если эксплуатировать эти марки 40–50 лет, то как-то привыкаешь, набираешь опыт эксплуатации, обслуживания и ремонта, накапливается большой ремфонд. Очень трудно кому-либо еще войти в эту реку. Если тяжелые экскаваторы Liebherr широко используют на добыче, то бульдозеры Liebherr в специальном северном исполнении только начинают прирастать Сибирью. Два бульдозера Liebherr купил Быстринский ГОК, принадлежащий «Норникелю», один бульдозер «Якутуголь», входящий в группу «Мечел», десять бульдозеров эксплуатирует «Алроса». Трудности продвижения Liebherr кроются не только в приверженности эксплуатационщиков Caterpillar и Komatsu, но и в опасениях в надежности гидростатической трансмиссии в условиях Сибири и Крайнего Севера. Для преодоления проблем с обслуживанием, ремонтом и поставками запчастей Liebherr открыла крупный ремонтно-складской комплекс вблизи г. Белово Кемеровской обл. Сегодня только в Кемеровской обл. работают более 300 ед. техники Liebherr, в частности 86 горных экскаваторов, 205 ед. землеройной техники, 16 мобильных кранов и 1 бетононасос. Новая мощная база позволит компании активнее продвигать свою технику и услуги в прилегающих регионах.

Бульдозеры ЧТЗ Б14 и Б12

До введения заградительных пошлин горные предприятия охотно покупали китайские бульдозеры типа ЧТЗ Б10М, такие, как Shantui SD16. Бульдозеры этого класса активно используют для подачи на промывочные приборы. Китайские бульдозеры предлагали отличное соотношение цена-качество, но заградительная пошлина лишила их конкурентоспособности. Похоже, что старый добрый ЧТЗ Т-170 остался безальтернативным решением. Где же новые технологии, где же инновации?

Бульдозеры ЧТЗ – универсальные машины в том смысле, что их используют везде: в гражданском и дорожном строительстве, добыче строительных материалов, в горной отрасли, на полигонах ТБО. Простая, привычная конструкция поддерживается огромной ремонтной базой. В отличие от импортных машин бульдозер ЧТЗ можно быстро отремонтировать на месте. Низкая стоимость эксплуатации – вот главный конек старых, унаследованных технических решений.

Бульдозеры ЧТЗ Б14 на погрузке

В центральных регионах поставляет и обслуживает технику ЧТЗ, а также запасные части к ней официальный и полномочный представитель завода – компания ООО «Технореммаш», созданная выходцами из «Мосинжстроя». Основателем и руководителем предприятия на протяжении 19 лет являлся Павел Иванович Носихин, доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, ведущий специалист в сервисе тракторной техники. С самого начала работы в компании уделяют большое внимание ассортименту запчастей, позволяющему предприятиям механизации ремонтировать технику, узлы и агрегаты с минимальным перечнем запчастей и не ставить их перед необходимостью замены целых узлов и агрегатов. Плюс к этому конкурентные цены. За 21 год деятельности компании наработаны большой, полезный опыт и авторитет в своей сфере, а также связи и постоянные партнеры. Сегодня ООО «Технореммаш» занимает одну из ключевых позиций на рынке дорожно-строительной и тракторной техники Москвы и области и центральных регионов России.

Liebherr PR734

Что касается тяжелых отечественных бульдозеров, то «Промтрактор» модель Т40 практически не выпускает, так как нет заказов, выпускает Т35 в единичных экземплярах. Отзывы специалистов горной отрасли не очень благоприятные: первые три года бульдозер работает, особенно если он оснащен двигателем Cummins, а спустя три года начинают давать о себе знать конструктивные просчеты – лопаются рамы и рамы ходовых тележек, то есть чебоксарские бульдозеры Т35 менее надежны, чем зарубежные аналоги, но стоят в полтора раза меньше. Тяжелые челябинские бульдозеры ДЭТ-250 и ДЭТ-400 получили благоприятные отзывы, в свое время был большой парк дизель-электрических бульдозеров, но сегодня их почти не покупают – старые кадры по эксплуатации дизель-электрического привода ушли, а новых нет. Кроме того, нужно создавать специальный цех по обслуживанию и ремонту электрической части.

ЧТЗ Б11

В этом году на российское бульдозерное поле вышел новый игрок – американская корпорация Case CE. В принципе, Case и раньше выпускала бульдозеры, причем те же самые, и их даже пытались продавать в России, но теперь все иначе. После очередных реформ в недрах конгломерата CNH (Case – New-Holland) Case СЕ осталась единственным фуллайнером, New-Holland оставили компактную технику, прощай, внутренняя конкуренция. Российское представительство Case CE положило много усилий на развитие дилерской сети, организацию поставок техники, запчастей, обслуживание и ремонт.

Case 1150L XLTCase 2050M XLT

Модельный ряд бульдозеров Case радует лаконичностью: три модели – 1150L XLT массой 15 т с прямым отвалом, 1650L XLT ;массой 20 т с прямым отвалом и 2050M XLT массой 23 т с прямым или полусферическим отвалом. Корпорация ориентирует свои машины на дорожное и общегражданское строительство, на агропромышленный комплекс, что представляется логичным для бульдозеров таких типоразмеров с гидростатической трансмиссией и насыщенных электроникой. Особенность трансмиссии бульдозеров Case в том, что хотя привод и построен так же, как у других производителей, но увеличенное передаточное число бортового редуктора, состоящего из двухступенчатой косозубой цилиндрической передачи и планетарного редуктора, позволило снизить давление в гидросистеме, что экономичнее и безопаснее. Главное преимущество гидростатической трансмиссии – это маневренность, можно даже развернуться на месте противоходом гусениц. Бульдозеры оснащены двигателями FPT Industrial Tier 3 с аккумуляторной системой впрыска Common Rail, турбокомпрессором и промежуточным охладителем впускного воздуха. Бульдозеры спроектированы так, что двигатель имеет запас крутящего момента 16%, что позволяет ему быстро восстанавливать скорость и мощность под нагрузкой.

ЧЕТРА Т9

Все бульдозеры поставляют с удлиненными гусеничными тележками, обеспечивающими максимальное тяговое усилие при минимальной нагрузке на грунт и точность и ровность при планировании поверхности. Прямой и полусферический отвалы полноповоротные, с регулировкой угла резания, угла поворота в плане и угла перекоса, что позволяет выполнять широкий спектр работ по планированию, отсыпке насыпи, формированию откосов в дорожном строительстве. При необходимости к бульдозеру можно подключить систему нивелирования.

 

Ряд экспертов полагает, что пресловутое «дно» пройдено и в среднесрочной перспективе спрос восстановится до объемов 2012 г. – 5000 бульдозеров, что представляется весьма фантастическим, ибо к тому нет предпосылок. Напротив, бурная деятельность ЦБ РФ последнего времени говорит за то, что финансовый рычаг станет еще более дорогим и недоступным. Вся надежда на крупные государственные проекты, такие как Керченский мост, которые получают гарантированное финансирование из бюджета.

Ремонтно-складской комплекс Liebherr вблизи г. Белово Кемеровской обл.