Импорт дорожной техники в Россию в первом полугодии 2017 г.

Рынок дорожно-строительной техники, и в частности его импортная составляющая, в настоящее время начинает восстанавливаться, хотя общие показатели еще далеки от «докризисных». Тем не менее определенная тенденция наметилась, и далее мы рассмотрим основные позиции импортной техники для работы с асфальтом.


*Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по странам Таможенного союза.

Общая динамика импорта данных машин, наблюдаемая в самый разгар кризиса, а именно в 2014–2015 гг., схожа по всем позициям, за некоторыми исключениями. Достаточно стабильный рост, продолжавшийся вплоть до 2013 г., сменился сокращением поставок уже в 2014 г., а когда политико-экономическая ситуация еще более усугубилась, в 2015 г. можно было наблюдать уже серьезное падение показателей. Далее, в зависимости от позиции картины разнятся, однако в общем ключе это можно скорее назвать стагнацией, но уже начиная с итогов 2016 г. рынок полностью выбрался из минусовых показателей, а данные за январь–июнь 2017 г. говорят о полном прохождении «дна» и фиксации положительной динамики по всем направлениям ввоза дорожной техники. Наибольшие показатели у импорта дорожных фрез (прирост 211,5%), сразу за ними идут асфальтоукладчики (прирост 96,8%), тандемные катки (прирост 68,9%), пневмоколесные катки (прирост 51,5%) и грунтовые катки (прирост 45,2%).

Сравнительная динамика импорта дорожной техники в январе–июне 2013–2017 гг., шт.

Перейдем к анализу каждого направления рассматриваемых машин и начнем с наиболее емкого и популярного – сегмента тандемных вибрационных катков. До введения утилизационного сбора доля подержанных катков в импорте данного вида техники доходила до 50%. По итогам первого полугодия 2017 г. таковых уже насчитывается всего 11,2%, что сказалось и на количестве игроков, которых в рассматриваемом периоде стало одиннадцать. Лидирует среди марок немецкий производитель дорожных катков Hamm. По сравнению с началом 2016 г. их импорт увеличился в 2,3 раза, при этом доля возросла с 37 до 50%. Марка Dynapac отметилась в сравниваемых периодах 42%-ным ростом. На третье место поднялись тандемные катки Ammann, ввоз которых увеличился на 56,7%. Отметим, что под данным брендом ввозится исключительно новая техника, чего не скажешь о следующих в рейтинге марках Bomag (27% доля подержанной техники) и в особенности Sakai, под брендом которого везут исключительно «бэушные» машины 1990–2000-х гг. выпуска. В рейтинге ведущих поставщиков тандемных катков лидируют ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис», АО «Атлас Копко» и ООО «Амман-Руссланд», импортирующие исключительно новую технику.

В более ранние периоды основой импорта грунтовых катков являлась новая техника, доля подержанной доходила до 10–15%. По итогам первого полугодия 2017 г. можно с уверенностью констатировать успешность ввода утилизационного сбора, так как в данном периоде вся техника иностранных брендов была импортирована с отметкой «новая». Справедливости ради уточним, что в данных есть одна подержанная машина, но учитывая, что это отечественный бренд «РАСКАТ», не будем портить такую привлекательную статистику.

Импорт основных марок тандемных вибрационных катков в Россию в январе–июне 2017 г., %
Импорт основных марок грунтовых катков в Россию в январе–июне 2017 г., %

Одной из особенностей рынка является рост популярности китайской продукции, что становится все более очевидным, и судя по общей динамике, позиции производителей из Поднебесной продолжают укрепляться. В 2013 г. доля представителей Китая в рейтинге стран составляла 32,7%, по итогам 2014 г. их доля увеличилась до 43,5%, а в первом полугодии 2017 г. – 41%. Несмотря на такие показатели, в ведущей пятерке марок присутствуют только катки XCMG и SDLG, расположившиеся на четвертой и пятой позициях соответственно. Отметим, что среди китайских брендов присутствуют 12 машин Caterpillar, собранные в Поднебесной. А лидируют европейские марки Hamm, Bomag и Ammann.

Среди получателей в рассматриваемом периоде возглавляют рейтинг ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис», ООО «Файат Бомаг Рус», и замыкает тройку ООО «Амман Руссланд».

Последним из рассматриваемых нами видов уплотнительных машин являются пневмоколесные катки. Основным их преимуществом является возможность изменения давления воздуха в шинах, что позволяет регулировать величину их контакта с поверхностью грунта, меняя тем самым удельное давление. Несмотря на это на сегодняшний день пневмоколесные катки не так популярны по сравнению с другими видами дорожной техники, и объемы импорта находятся на весьма скромном уровне. Всего в первом полугодии в Россию было ввезено девять различных марок пневмоколесных машин, из которых лидером является Hamm. Его доля составила 40%, при этом прирост показателей относительно предыдущего периода составил всего 3 единицы техники. Наиболее популярной моделью стала Hamm GRW 280-12H. Также под данным брендом был ввезен один пневмоколесный тандемный сочлененный каток Hamm HD 150 TT. Из остальных со знаком «минус» отметим марку Bomag, ввоз которой сократился на треть в рассматриваемых периодах, а также со знаком «плюс» марку Dynapac, импорт которой после паузы 2016 г. возобновился в начале 2017, и было ввезено 6 пневмоколесных катков.

Импорт основных марок пневмоколесных катков в Россию в январе–июне 2017 г., %
Импорт основных марок асфальтоукладчиков в Россию в январе–июне 2017 г., %
Импорт основных марок дорожных фрез в Россию в январе–июне 2017 г., %

ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» и ООО «Амман Руссланд» растаможили по итогам рассматриваемого периода более половины из всех ввезенных пневмоколесных катков. Далее идут АО «Атлас Копко» и ООО «Файат Бомаг Рус», импортировавшие одинаковое количество машин.

Асфальтоукладчик – одна из основных дорожных машин, которая по своей конструкции является наиболее технически сложной. Главная ее функция заключается в укладке слоев асфальтобетонного покрытия, а именно распределение и предварительное уплотнение асфальтобетонной смеси.

До введения утилизационного сбора доля подержанных машин составляла порядка 40% от общих показателей, причем львиная их доля принадлежала японским производителям Hanta, Sumitomo и Mitsubishi. Первые два из них по объ­емам ввоза в Россию в январе–июне 2017 г. продолжали везти только подержанные машины, и из 20 «бэушных» асфальтоукладчиков на них приходится 13. В настоящее время доля новой техники увеличилась до 90%.

Возглавляет рейтинг основных марок немецкий производитель дорожно-строительной техники Vögele, входящий в структуру Wirtgen Group, практически на три четверти увеличивший ввоз асфальтоукладчиков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом доля в сравниваемых периодах сократилась до 50%. Причиной этого стала активность сотрудников Volvo, растаможивших более чем в три раза больше техники, чем в начале 2016 г., что отразилось и на доле, которая увеличилась с 12,8 до 21,6%.

ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» с маркой Vögele уверенно лидирует по количеству ввезенных асфальтоукладчиков. Доля компании по итогам первого полугодия 2017 г. составила практически 50%. На втором месте закрепилось ЗАО «Вольво Восток». Замыкает тройку ООО «Файат Бомаг Рус».

Дорожная фреза используется для удаления верхнего слоя дорожных покрытий, в том числе выбоин, неровностей и других дефектов покрытия для получения поверхности, годной для передвижения или укладки нового покрытия. Подавляющее большинство фрез было ввезено ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» под маркой Wirtgen. Несмотря на троекратный рост показателей, доля импортера осталась на прошлогоднем уровне. Всего в Россию в первом полугодии 2017 г. было ввезено 5 марок, включая лидера, а именно XCMG, Bomag, Caterpillar и Komatsu.

 

Подводя итог, стоит отметить, что январь–июнь 2017 г. является первым периодом роста после прохождения так называемого «дна», которое было достигнуто в 2016 г. По всем направлениям дорожной техники отмечается как увеличение поставок в количественном выражении, так и рост качественной составляющей рынка. Причина роста популярности новой техники, безусловно, связана с введением утилизационного сбора, что в целом оказывает положительное влияние на рынок, постепенно сокращая долю откровенно старых машин. Резюмируя, отметим, что по итогам всего года динамика может сохраниться при отсутствии резких политико-экономических изменений.