1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp
 3
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
Гидравлика и электрооборудование бульдозера
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов

Расчистим чисто
Мульчеры и другое оборудование для расчистки трасс от растительности

Оборудование для обрезки, удаления и последующей утилизации растительности универсально и может использоваться во многих отраслях: строительстве, коммунальном, садово-парковом и дорожном хозяйстве и др. Одной из сфер использования подобного оборудования является расчистка участков от растительности и подготовка строительной площадки или полосы под прокладку дорог и трубопроводов. Это трудоемкая и отнимающая много времени работа. Однако в настоящее время создано немало машин и сменного навесного оборудования, позволяющего существенно увеличить производительность при расчистке и последующем обслуживании трассы. Мы поговорили со специалистами о новинках в этой сфере, попросили дать советы по обслуживанию этого оборудования и прогнозы о перспективах отрасли.

Оборудование для расчистки трасс от растительности – это харвестерные головки, измельчители древесных отходов, мульчеры различных типов. Данное оборудование может быть выполнено в виде отдельных машин на прицепном или самоходном шасси либо устанавливаться на гусеничные и колесные машины-носители, гусеничные вездеходы-самосвалы, бульдозеры, тракторы, валочно-пакетирующие машины, харвестеры, экскаваторы, фронтальные погрузчики и погрузчики с бортовым поворотом.

Мощность этого оборудования может быть до 600 л.с. и более при использовании для вырубки и утилизации леса и кустарника на месте будущей трассы или небольшой – 20–250 л.с., такие агрегаты применяются при уходе за готовой трассой и удалении появившейся древесной поросли диаметром до 50–100 мм.

Например, гусеничные вездеходы-самосвалы применяются при расчистке трассы от леса и кустарника. В кузове или на грузовой платформе без бортов можно подвозить различные материалы, цистерны для воды, а в варианте с кабиной для перевозки людей доставляют персонал на место работы. Такие машины имеют самое низкое удельное давление на грунт и поэтому способны транспортировать грузы по строительной площадке даже во время дождя, по грязи и снегу. Для них предлагается широкий ассортимент сменного навесного оборудования, с помощью которого вездеход способен выполнять практически все работы по обслуживанию трубопроводов, вплоть до установки для гидропосева растительности, защищающей почву от повреждения.

Особенно быстро расширяется применение погрузчиков с бортовым поворотом при расчистке трасс от леса. Эта тенденция связана с тем, что за последние 10 лет резко выросли энергетические возможности погрузчиков. Увеличилась как мощность двигателей, так и производительность гидросистем.

Некоторые особенности конструкции

Современные модели упомянутых выше машин выпускаются с двигателями экологических классов Tier 3 и Tier 4, такие двигатели обладают более высокой топливной экономичностью по сравнению с моделями предыдущих поколений. Новые модели оснащаются системами электронного управления и телематики (удаленного контроля и мониторинга), которые позволяют диагностировать машины и заблаговременно выявлять и предотвращать неисправности. Система диагностики машины может показать, например, всю историю «пиков» давления в гидросистеме или в системе смазки двигателя и многие другие сведения, которые оператор и механик не могли получить еще 10 лет назад. За счет этого уменьшается время простоев машин. Спутниковые системы ориентирования и нивелирования (GPS, ГЛОНАСС) начинают занимать важное место в процессе расчистки трассы – они позволяют точно придерживаться установленных границ полосы, расчищать почвенно-растительный слой точно на проектную глубину. Оператор благодаря системе нивелирования прямо в кабине видит границы строительной полосы и глубины грунта, и это ускоряет работу. Электронные системы осуществляют контроль за нагрузками на оборудование, с помощью датчиков приближения к линиям электропередачи обеспечивают защиту оператора и машины от поражения электрическим током. Разработаны также системы без­опасности при укладке труб, а чем больше безопасность, тем выше и производительность.

Измельчителю и такие пни «по зубам»

Упрощается доступ к агрегатам машин для обслуживания. Ряд производителей теперь выполняют кабины откидывающимися, а все РВД прокладываются под кабиной, и чтобы выполнить их обслуживание, достаточно откинуть или демонтировать кабину. Также удобно откидывается капот мотоотсека, открывая доступ к двигателю. Благодаря этому ремонт и обслуживание можно выполнить непосредственно на месте работы машины, не транспортируя ее в мастерскую.

Примеры ножей и молотков разного типа для мульчеров

Привод от ВОМ или гидропривода. Привод навесного оборудования может осуществляться от вала отбора мощности (ВОМ), с помощью гидропривода или от собственного автономного двигателя – внутреннего сгорания или электрического.

В настоящее время все больше машин оснащается гидроприводом, поскольку объем техобслуживания у него меньше, чем у привода от ВОМ. Меньший объем техобслуживания гидропривода объясняется меньшим количеством изнашивающихся деталей.

Мульчер с приводом от ВОМ

Механический привод от ВОМ появился намного раньше гидропривода и использовался очень широко. Применять агрегаты с приводом от ВОМ было выгоднее экономически, особенно на ровной местности. Однако в последнее время в связи с усовершенствованием гидравлической аппаратуры и расширением ее возможностей применение гидравлического навесного оборудования приобретает все большую популярность, а на пересеченной неровной местности использовать агрегаты с приводом от ВОМ просто не рекомендуется, потому что в процессе движения машины при вертикальных ходах подвески вал наклоняется под большими углами и шарниры работают в неблагоприятных условиях.

Гусеничный или колесный ход. Если работы ведутся в горной сильно пересеченной местности, естественным решением будет использовать гусеничные машины, так как они лучше пре­одолевают уклоны. Соответственно на ровной местности (с твердым грунтом) и с небольшими уклонами, примерно до 30%, выгоднее использовать машины на пневматических шинах, так как у них выше скорость и меньше энергозатраты на ход.

Дорожная краевая косилка Cheege 184

Для скашивания и измельчения поросли травы, кустарников и молодых деревьев диаметром до 35 мм можно использовать дорожную краевую косилку Cheege 184 производства компании Ростсельмаш. Машина агрегатируется с тракторами тягового класса 1,4 и работает от ВОМ при частоте вращения до 1000 об/мин. Благодаря специальной кинематике поворотного механизма Cheege 184 способна косить обочины под углом от –45 до 90°, при этом вал не меняет своего положения. Параллелограммная навеска позволяет вести работы в горизонтальной плоскости и отводит косилку при встрече с препятствием, а предохранительное срезное устройство на поворотном механизме защищает от поломок.

Надежный режущий роторный брус с ножами молоткового типа обеспечивает качественное скашивание и измельчение кустарниковой растительности. При кошении Cheege 184 опирается на опорный каток и плавно копирует рельеф поверхности, утрамбовывая измельченную массу. Конструкция металлических отражателей исключает выброс измельченных частиц из зоны среза, а установленный сзади косилки валец не позволяет скошенной массе отлетать назад.

Ширина захвата 1,84 м позволяет Cheege 184 обкашивать обочины автомобильных дорог, кромки полей, работать на открытых площадках (аэродромах, стадионах и т. п.).

Но если вы работаете на ровной местности, но болотистой или переувлажненной и верхний слой почвы нежелательно повреждать, рекомендуется использовать гусеничный ход, так как гусеницы меньше проваливаются и масса машины распределяется более равномерно. Колесные машины, даже если смогут пройти по топкой грязи, будут «сжигать» слишком много топ­лива. У колесных машин обычно удельное давление на грунт выше, чем у гусеничных машин. Примерно около 0,8 кг/cм2 для передних шин, а для задних – порядка 0,4–0,56 кг/cм2, у самых малых машин давление около 0,2–0,3 кг/cм2. У гусеничных машин удельное давление составляет 0,4–0,5 кг/cм2.

Мульчеры – перспективное оборудование

Мульчирование – одна из самых передовых технологий для расчистки территорий от древесно-кустарниковой растительности при дорожных и строительных работах, а также для последующего ухода за территорией. Мульчер полностью удаляет и утилизирует растительность (деревья до 500 мм в диаметре) и порубочные остатки за один проход на скорости до 5 км/ч, за счет чего снижаются затраты труда и сокращаются сроки подготовительных работ. Производительность одной единицы техники – от 20 до 50 га в месяц. Весь процесс выполняется одним человеком, который управляет им не выходя из кабины машины. Западный опыт показал, что применение мульчеров для выполнения некоторых видов работ может быть в высокой степени экономически эффективным.

Мульчеры могут самостоятельно спиливать, скашивать и обрезать растительность, измельчать и утилизировать ее или же работать совместно с другими машинами. Например, с валочно-пакетирующей машиной, спиливающей деревья, за которой следует машина – измельчитель древесных отходов, которая превращает спиленные деревья в щепу, а мульчер идет третьим, очищает трассу от оставшегося мусора и пней и перемешивает измельченную древесину с грунтом. Среди роторных измельчителей есть и техника для измельчения камней, позволяющая выравнивать участки с каменистой почвой.

Технология мульчирования предполагает частое изменение направление движения мульчером в процессе работы (вперед-назад). При заднем ходе мульчер собирает оставшиеся ветки и окончательно измельчает щепу в более мелкую массу. Идеальным приводом хода для такого режима работы является гидростатическая трансмиссия. Мульчеры одного и того же типа могут работать на базе как гусеничных, так и колесных машин. Широко распространены мульчеры, монтирующиеся на погрузчики с бортовым поворотом любого типа и марки. Современная промышленность предлагает мульчеры для гидросистем со стандартной производительностью – для погрузчиков самых малых типоразмеров и для гидросистем с увеличенной производительностью – для машин больших типоразмеров, способные спиливать древесную поросль и утилизировать срезанные ветви, измельчать корневую систему и пни практически любого диаметра.

Мобильный обрезчик деревьев

Оригинальное оборудование – мобильный обрезчик деревьев мод. Kwik-Trim 53 – разработано американской компанией Loftness Manufacturing. Машина предназначена для обрезки сучьев и ухода за деревьями в коммунальном и парковом хозяйстве, в садах, лесничествах и пр. Она оснащена дисковой пилой диаметром 600 мм, вращающейся с частотой 3000 об/мин. Пила установлена на 3-секционной 16-метровой телескопической стреле из усиленного стеклопластика. Стрела выдвигается с помощью одного длинноходного гидроцилиндра, может наклоняться на 90° и перемещаться в горизонтальной плоскости за счет поворота стойки на 35° в обе стороны. Гидроконтур привода дисковой пилы укомплектован насосом переменной производительности и специальным гидрораспределителем и маслоохладителем увеличенной мощности. Все шланги и гидролинии расположены внутри стрелы.

Агрегат представляет собой автономную самоходную машину на базе гусеничного мини-экскаватора с нулевым задним свесом платформы. Надстройка может поворачиваться без ограничения. Главные преимущества машины – маневренность в условиях тесноты и высокая производительность при обрезке ветвей деревьев: не нужен подъемник с рабочей платформой и рабочими с мотопилой. Оператор управляет оборудованием из кабины. В кабине оператору обеспечены комфортные условия работы, есть система климат-контроля. Машину можно перевозить на малом автомобильном прицепе или даже в кузове большого пикапа.

Существуют мульчеры с рабочими органами дискового и роторного типа. Диск или ротор оснащается режущим инструментом (на диск режущие элементы устанавливаются по окружности и на обе плоскости): ножами, молотками (измельчающими древесину за счет ударного воздействия) или жестко закрепленными твердосплавными зубьями. Практически ежегодно появляются новые конструкции режущих инструментов, специально разработанные для выполнения самых разнообразных работ. Выпускаются твердосплавные зубья, оптимально подходящие для спиливания деревьев различных пород, также имеются зубья для каменистых почв, если мульчер не только измельчает древесные остатки и мусор, но и перемешивает их с почвой. Производители разработали сотни разновидностей ножей и молотков для измельчения разных видов растительности и других материалов. Для защиты от разлета щепок используются шторки из металлических пластин, цепей или резины.

В России этот тип оборудования пока, к сожалению, мало известен, и активное использование мульчеров только начинает приобретать популярность.

Прогноз на будущее

Производители постоянно стремятся увеличить производительность, экономичность и надежность машин и оборудования, повысить топливную экономичность и мощность привода рабочего оборудования независимо от размера машины-носителя. Прочность, надежность и долгий срок службы – вот чего прежде всего ожидают от машин потребители.

Что же прогнозируют специалисты в области навесного оборудования для расчистки территорий от растительности?

Мощности машин малых типоразмеров будут возрастать, таким образом, достаточно мощное оборудование станет проще доставлять на строительные площадки, кроме того, будет уменьшаться эксплуатационная масса машин, особенно предназначенных специально для работы в болотистых местах со слабыми грунтами. Появится больше экономичных по топливу моделей с гибридными и электрическими приводами, усовершенствуются гидросистемы машин-носителей – они станут работать более плавно, увеличится производительность и упростится обслуживание навесного оборудования. Безопасность работы машин и навесного оборудования увеличится, они станут более универсальными. Все меньше будет использоваться привод оборудования от ВОМ. Все шире станут применяться для расчистки трасс от леса и кустарника погрузчики с бортовым поворотом.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Владимир Шляховой Основные Средства 05'2015 19 июня 2015

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru