Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
Колесные экскаваторы
Best of the best
Курьер для опасного груза
Бензовозы
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
 2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
О выборе гидромолота
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
Вся правда о ямочном ремонте (ч.1)
Дорожный ремонт

Таможня может
О неопределенности закона об утилизационном сборе

В. Кукликов, руководитель отдела оформления ООО «Константа»

Для справки напомним, что Россия вступила в ВТО 16 декабря 2011 г. на конференции в Женеве, где был подписан протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации. 10 июля Государственная дума ратифицировала этот документ, 21 июля Владимир Путин подписал закон о вступлении нашего государства в ВТО, и с 23 августа 2012 г. наша страна стала полноправным членом этой организации.

Делать оценку положительных и отрицательных сторон такого шага дело политиков и экономистов. И безусловно, и бесспорно, что такие шаги делаются на благо России и для россиян. И на мой взгляд, оправданными были предпринятые меры по защите автомобильной промышленности, так как в рамках присоединения к ВТО Россией были взяты на себя обязательства снижения пошлин на автомобили. В рамках новой действительности законодательными органами были приняты нормативно-правовые акты, а также инициирован ряд поправок в уже действующие федеральные законы. Таким образом, хотелось бы отметить скоротечность внесения дополнений в федеральный закон, издания и внесений поправок и изменений в постановления правительства в отношении колесных транспортных средств (ТС).

Так, в июле 2012 г. в Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах производства» была добавлена статья 24.1 «Утилизационный сбор». В данной статье отражены назначение, плательщики, а также случаи, при которых утилизационный сбор не уплачивается. Виды и категории ТС (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством РФ. И дополнительно в новой редакции ст. 24.1 была сделана ссылка «Перечень видов и категорий колесных ТС и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размер утилизационного сбора, утверждены Постановлением правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 г.».

Такая подробная преамбула сделана не случайно, так как далее нужно все-таки получить определение и четкую формулировку, что есть паспорт ТС. Приказом МВД России № 496 Минпромэнерго России № 192, Мин­экономразвития России № 134 от 23 июня 2005 г. «Об утверждении Положения о паспортах ТС и паспортах шасси ТС» в разделе «Общие положения» прописано: «Паспорта ТС и паспорта шасси ТС предназначены для упорядочения допуска ТС к участию в дорожном движении, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе ТС и шасси ТС в РФ. Паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 cм3 и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в ГИБДД МВД РФ в порядке, установленном настоящим Положением».

Конкретная и полная информация термина «паспорт» прописана в Соглашении между правительством РФ, правительством Республики Беларусь и правительством Республики Казахстан от 15 августа 2014 г. «О введении единых форм паспорта ТС (паспорта шасси ТС) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов»: «Паспорт ТС (паспорт шасси ТС) – паспорт, выдаваемый на предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 cм3 или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт и(или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним».

И здесь возникает резонный вопрос, почему в ПП РФ от 30.08.2012 г. № 870 добавляется формулировка «Паспорт самоходной машины и других видов техники», которая в ФЗ № 128-ФЗ отсутствовала? Техника, на которую выдается ПСМ, по своим техническим характеристикам, назначению, правилам регистрации не имеет никакого отношения к ТС, предназначенным для движения по дорогам общего пользования. «Паспорт самоходной машины и других видов техники» был введен с 1 сентября 1995 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в РФ» (Утв. Госстандартом РФ и Минсельхозпродом РФ 26, 28 июня 1995 г.) в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин. В «Положении о паспорте самоходной машины и других видов техники» были обозначены машины, на которые должны выдаваться ПСМ, это тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 cм3, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам, подлежащие регистрации в органах Гостехнадзора РФ.

И снова возвращаясь к ПП РФ № 870 от 30 августа 2012 г. с изменениями, внесенными ПП РФ № 520 от 20.06.2013 г. и ПП РФ № 1291 от 26.12.2013 г., Приложением № 1 определены виды и категории ТС (со ссылкой 2) и коэффициент расчета суммы утилизационного сбора.

Уточняющая ссылка «2» определяет категории колесных ТС, соответствующих классификации, предусмотренной Приложением № 1 к «Техническому регламенту о безопасности колесных ТС», утвержденному Постановлением правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных ТС». И, обращаясь к этому нормативному документу, мы видим, что «к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся колесные ТС категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси ТС. Во вновь принятом Решении Комиссии Таможенного союза № 877 от 9 декабря 2011 г. «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных ТС» относительно объектов технического регулирования стоит та же формулировка.

И к сожалению, мы не сможем провести разграничительную линию между ТС и машинами, если не обратимся еще к двум классификаторам. Одним из таковых является «Общероссийский классификатор продукции» (далее – ОКП), который входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации». ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, статистика, экономика и др. Классификатор используется для разработки каталогов и систематизации в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам. Для однозначного понимания и разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения, уточняющие области применения данной позиции, или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.

Например:

  • 450000 – изделия автомобильной промышленности;
  • 3140000 – оборудование горно-шахтное;
  • 750000 – техника авиационная.

При таком отраслевом разделении продукции, пожалуй, не возникло бы вопросов по видам и категориям колесных ТС и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор. Однако ПП РФ № 870 было определено, что взимание утилизационного сбора при импорте ТС осуществляет Федеральная таможенная служба. И как следует из Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона № 311-ФЗ таможенные органы используют еще один классификатор товаров ТН ВЭД ТС – товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Определение кода перемещаемого товара возложено на декларанта, однако его правильность контролируется таможенными органами. Основные критерии, которые используют для классификации: материал, из которого товар выполнен; функции, которые товар выполняет; степень обработки (изготовления). Основная единица измерения товаров по ТН ВЭД ТС – масса в килограммах. Присвоенный перемещаемому товару код ТН ВЭД используется для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей, а также применения к нему специальных мер, если таковое предусмотрено для данных товаров.

Согласно ТН ВЭД ТС все средства наземного транспорта включены в группу 87, и далее они имеют разделение на подгруппы, товарные позиции, позиции и субпозиции. И мы можем бесконечно рассуждать о том, какие категории транспортных средств рассматривались в итоге для взимания утилизационного сбора, но сейчас окончательное решение остается за таможенными органами, а позиция таможни, как органа в первую очередь фискального, однозначна: «Платить!»

ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
В. Кукликов Основные Средства 05'2015 18 июня 2015

Комментарии (0)