Таможня может
О неопределенности закона об утилизационном сборе

В. Кукликов, руководитель отдела оформления ООО «Константа»

Для справки напомним, что Россия вступила в ВТО 16 декабря 2011 г. на конференции в Женеве, где был подписан протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации. 10 июля Государственная дума ратифицировала этот документ, 21 июля Владимир Путин подписал закон о вступлении нашего государства в ВТО, и с 23 августа 2012 г. наша страна стала полноправным членом этой организации.

Делать оценку положительных и отрицательных сторон такого шага дело политиков и экономистов. И безусловно, и бесспорно, что такие шаги делаются на благо России и для россиян. И на мой взгляд, оправданными были предпринятые меры по защите автомобильной промышленности, так как в рамках присоединения к ВТО Россией были взяты на себя обязательства снижения пошлин на автомобили. В рамках новой действительности законодательными органами были приняты нормативно-правовые акты, а также инициирован ряд поправок в уже действующие федеральные законы. Таким образом, хотелось бы отметить скоротечность внесения дополнений в федеральный закон, издания и внесений поправок и изменений в постановления правительства в отношении колесных транспортных средств (ТС).

Так, в июле 2012 г. в Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах производства» была добавлена статья 24.1 «Утилизационный сбор». В данной статье отражены назначение, плательщики, а также случаи, при которых утилизационный сбор не уплачивается. Виды и категории ТС (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством РФ. И дополнительно в новой редакции ст. 24.1 была сделана ссылка «Перечень видов и категорий колесных ТС и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размер утилизационного сбора, утверждены Постановлением правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 г.».

Такая подробная преамбула сделана не случайно, так как далее нужно все-таки получить определение и четкую формулировку, что есть паспорт ТС. Приказом МВД России № 496 Минпромэнерго России № 192, Мин­экономразвития России № 134 от 23 июня 2005 г. «Об утверждении Положения о паспортах ТС и паспортах шасси ТС» в разделе «Общие положения» прописано: «Паспорта ТС и паспорта шасси ТС предназначены для упорядочения допуска ТС к участию в дорожном движении, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе ТС и шасси ТС в РФ. Паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 cм3 и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в ГИБДД МВД РФ в порядке, установленном настоящим Положением».

Конкретная и полная информация термина «паспорт» прописана в Соглашении между правительством РФ, правительством Республики Беларусь и правительством Республики Казахстан от 15 августа 2014 г. «О введении единых форм паспорта ТС (паспорта шасси ТС) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов»: «Паспорт ТС (паспорт шасси ТС) – паспорт, выдаваемый на предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 cм3 или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт и(или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним».

И здесь возникает резонный вопрос, почему в ПП РФ от 30.08.2012 г. № 870 добавляется формулировка «Паспорт самоходной машины и других видов техники», которая в ФЗ № 128-ФЗ отсутствовала? Техника, на которую выдается ПСМ, по своим техническим характеристикам, назначению, правилам регистрации не имеет никакого отношения к ТС, предназначенным для движения по дорогам общего пользования. «Паспорт самоходной машины и других видов техники» был введен с 1 сентября 1995 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в РФ» (Утв. Госстандартом РФ и Минсельхозпродом РФ 26, 28 июня 1995 г.) в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин. В «Положении о паспорте самоходной машины и других видов техники» были обозначены машины, на которые должны выдаваться ПСМ, это тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 cм3, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам, подлежащие регистрации в органах Гостехнадзора РФ.

И снова возвращаясь к ПП РФ № 870 от 30 августа 2012 г. с изменениями, внесенными ПП РФ № 520 от 20.06.2013 г. и ПП РФ № 1291 от 26.12.2013 г., Приложением № 1 определены виды и категории ТС (со ссылкой 2) и коэффициент расчета суммы утилизационного сбора.

Уточняющая ссылка «2» определяет категории колесных ТС, соответствующих классификации, предусмотренной Приложением № 1 к «Техническому регламенту о безопасности колесных ТС», утвержденному Постановлением правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных ТС». И, обращаясь к этому нормативному документу, мы видим, что «к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся колесные ТС категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси ТС. Во вновь принятом Решении Комиссии Таможенного союза № 877 от 9 декабря 2011 г. «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных ТС» относительно объектов технического регулирования стоит та же формулировка.

И к сожалению, мы не сможем провести разграничительную линию между ТС и машинами, если не обратимся еще к двум классификаторам. Одним из таковых является «Общероссийский классификатор продукции» (далее – ОКП), который входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации». ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, статистика, экономика и др. Классификатор используется для разработки каталогов и систематизации в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам. Для однозначного понимания и разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения, уточняющие области применения данной позиции, или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.

Например:

  • 450000 – изделия автомобильной промышленности;
  • 3140000 – оборудование горно-шахтное;
  • 750000 – техника авиационная.

При таком отраслевом разделении продукции, пожалуй, не возникло бы вопросов по видам и категориям колесных ТС и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор. Однако ПП РФ № 870 было определено, что взимание утилизационного сбора при импорте ТС осуществляет Федеральная таможенная служба. И как следует из Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона № 311-ФЗ таможенные органы используют еще один классификатор товаров ТН ВЭД ТС – товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Определение кода перемещаемого товара возложено на декларанта, однако его правильность контролируется таможенными органами. Основные критерии, которые используют для классификации: материал, из которого товар выполнен; функции, которые товар выполняет; степень обработки (изготовления). Основная единица измерения товаров по ТН ВЭД ТС – масса в килограммах. Присвоенный перемещаемому товару код ТН ВЭД используется для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей, а также применения к нему специальных мер, если таковое предусмотрено для данных товаров.

Согласно ТН ВЭД ТС все средства наземного транспорта включены в группу 87, и далее они имеют разделение на подгруппы, товарные позиции, позиции и субпозиции. И мы можем бесконечно рассуждать о том, какие категории транспортных средств рассматривались в итоге для взимания утилизационного сбора, но сейчас окончательное решение остается за таможенными органами, а позиция таможни, как органа в первую очередь фискального, однозначна: «Платить!»