Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Современный инструмент диагностики (ч. 1)
Анализ рабочих жидкостей
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 1)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Группа компаний «Инстар». Доставка 17-ти единиц КТГ в г. Ангарск на модулях Goldhofer THP/SL 16 и PST/SL 6 c силовой установкой Power Pack (490 л.с.)

Негабарит.
Подвески и рулевое управление

Скажем больше: все должно быть прекрасно в полуприцепе, и в модульном транспортном средстве тоже: и рама, и тормоза, и подвеска, и рулевое управление.

Группа компаний «Инстар». Доставка колонны укрепления формальдегида из г. Чайковский в г. Тольятти на двух модулях Goldhofer THP/SL 6 с двумя поворотными столами по 150 т

Выбор полуприцепа или модульного транспортного средства зависит в первую очередь от характера груза. Но и подвеска, и рулевое управление имеют огромное значение для безопасной и максимально быстрой доставки нашего негабаритного и тяжеловесного груза из пункта А в пункт Б, благо современные системы позволяют успешно решать любые транспортные задачи. Справедливо и обратное: если транспортные задачи в массе своей не предъявляют повышенных требований к маневренности, то можно сэкономить на осях с принудительным рулевым управлением, чем перевозчики, конечно, и пользуются. Экономия достигается не только на стоимости полуприцепа, но и на эксплуатации.

Если взять модульные транспортные средства, то подвеска и рулевое управление совмещаются в подлинно высокотехнологичном узле – осевом агрегате. Основной, если не единственный тип подвески для этих транспортных средств – маятниковая гидравлическая, поскольку она совмещает требуемую мощность, компактность и величину вертикального хода, недоступную для других типов подвески. Причем угол поворота осевого агрегата ограничен только конструктивно, есть решения с углом поворота осевого агрегата 180°. Транспортные задачи, возложенные на модульные средства, в частности внутризаводские перевозки, прохождение населенных пунктов, транспортных развязок, требуют исключительной маневренности. Большой ход подвески нужен не только для плавного прохождения неровностей, но и для выравнивания грузовой платформы на поперечных и продольных уклонах, а также для уменьшения общей высоты автопоезда для прохождения под путепроводами и другими ограничивающими высоту сооружениями. Между собой стыкуются как однотипные модули, так и модули с разными рулевыми системами, при этом маневренность автопоезда будет определять модуль с минимальными возможностями.

Группа компаний «Инстар». Демонтаж и вывоз с территории завода колонны укрепления формальдегида в г. Чайковский на модулях Goldhofer THP/SL 6 и PST/SL 6 c силовой установкой Power Pack (490 л.с.)

Что касается подвесок для автомобильных полуприцепов-тяжеловозов, то сегодня в основном используют пневматические, гидравлические и рессорно-балансирные подвески различных исполнений. Пневматическая получила наибольшее распространение, так как сочетает такие достоинства, как мягкий ход, возможность регулировать высоту в достаточно широком диапазоне, простоту в эксплуатации и сравнительную доступность по цене. Для «массового» сегмента полуприцепов-тяжеловозов, предназначенных для движения по дорогам с твердым покрытием, пневматическая подвеска – оптимальный вариант.

Производители автомобильных полуприцепов-тяжеловозов используют осевые агрегаты и системы рулевого управления нескольких известных производителей: BPW, SAF, Gigant, Trident и т. д. Принудительное рулевое управление решается гидравликой на первой оси и механическими связями с остальными. Существует достаточно много вариантов механических связей и конструкций осевых агрегатов, причем производитель полуприцепов может использовать разные варианты в зависимости от требований к конструкции полуприцепа, его высоте, условий эксплуатации. Помимо маневренности самоподруливающие оси и оси с принудительным управлением дают такой важный для перевозчика бонус, как меньший износ шин.

Модульные полуприцепы Scheuerlе InterCombi

Конкурентная по цене рессорно-балансирная подвеска оправдывает себя на перевозках в неблагоприятных дорожных условиях и в смешанных условиях дорога–бездорожье благодаря крепкой и простой конструкции, колесам большого размера и соответственно значительному дорожному просвету. С рессорно-балансирной подвеской строят, как правило, двух- и трехосные полуприцепы. Основной недостаток является обратной стороной достоинств, и это большая погрузочная высота.

Модульные полуприцепы Scheuerlе InterCombi

Гидравлическую подвес­ку используют на полуприцепах большой грузоподъемности (г/п), более 100 т, ввиду ее сложности и стоимости. Для полуприцепов меньшей г/п альтернативные варианты выглядят интереснее. Но с ростом размеров и массы груза его стоимость возрастает не линейно, а по экспоненте, и в верхней весовой категории стоимость груза на пару порядков превосходит стоимость транспортного средства. Поэтому мы не видим и не увидим бюджетных транспортных средств для перевозки сверхтяжелых грузов.

Грузовые платформы Kässbohrer отличаются высоким качеством и эффективностью при перевозке тяжеловесных грузов

Общим правилом стало то, что гидравлическая подвеска для автомобильных полуприцепов малой и средней г/п дороговата. Но Goldhofer, представив разработку STZ-MPA, изменил этот порядок. Подвеска состоит из четырех основных деталей, причем выпускаемых серийно, при этом по характеристикам значительно превосходит пневматическую подвеску аналогичного типоразмера. Подвеска обеспечивает нагрузку до 16 т на ось, угол поворота колес 60°, колеса поворачивают благодаря рулевым тягам (механическим связям). Ход подвески – 315 мм, минимальная погрузочная высота полуприцепа – 780 мм. Подвеска представляет собой стойку МакФерсона и состоит из трех основных деталей, выпускаемых серийно: рычага, гидравлического амортизатора и поворотного кулака. Плюс к ним детали тормозной системы и рулевого управления. Все детали поставляют производители компонентов премиум-класса: поворотный кулак – BPW, гидроамортизатор – Neumeister, рычаг – Heyd. Goldhofer выпускает уже целое семейство полуприцепов с подвеской STZ-MPA с числом осей от 2 до 6 в различных исполнениях, в том числе и низкорамную версию с погрузочной высотой от 0,3 м. Что следует особенно отметить, так это сравнительные характеристики нового полуприцепа STZ-MPA, а именно: грузоподъемность, собственный вес, погрузочную высоту, угол поворота осей и стоимость по сравнению с полуприцепами с педальными осями с аналогичными нагрузками на ось (осевую линию). Полуприцеп STZ-MPA обеспечивает аналогичную грузоподъемность и маневренность с меньшим собственным весом и меньшей стоимостью, примерно на 30–40%, что безусловно дает преимущество новым технологиям Goldhofer на мировом рынке транспортного оборудования.

В стандартной комплектации на всех полуприцепах Kässbohrer установлены оси SAF Передняя ось в полуприцепах Kässbohrer управляется с помощью гидроцилиндра, остальные механическими тягами

У направления модульных транспортных средств Goldhofer много своих особенностей. Goldhofer использует осевые агрегаты того же производителя BPW. Общая для всех агрегатов черта – крепление опорно-поворотного подшипника к раме болтами, что делает этот узел надежным и съемным. Goldhofer использует механические и электронные системы рулевого управления и в соответствии с веяниями времени предпочитает электронные. Замена механических связей гидравликой с электронным управлением позволяет реализовать, например, поворот колес на 270°. При этом предусмотрена возможность стыковки и совместной работы модулей с разными системами рулевого управления, маневренность будет определять механическая система. Самоходный модуль с такой возможностью компания Goldhofer представила в прошлом году. За счет того, что стойка маятниковой подвески смещена от оси, при развороте ширина модуля по колесам меняется с 2430 до 2730 мм. Увеличение ширины расширяет возможности модуля по загрузке крупногабаритными тяжеловесными грузами и обеспечивает лучшую устойчивость.

Немецкая компания Scheuerle выпускает развитый модельный ряд модульных транспортных средств, включая раздвижные модули и модули-половинки. Компания использует больший набор технических решений, которые применяет исходя из конкретных требований к конструкции по высоте и ширине. Собственная фирменная технология Scheuerle – это запрессованное с натягом крепление осевого агрегата. Компания настолько уверена в надежности своей технологии, что дает на этот узел пожизненную гарантию. Крепление опорно-поворотного подшипника на болтах применяется на модулях с пониженной погрузочной высотой, так как меньше высота самого узла. В зависимости от плотности компоновки принимают решение по размещению емкостей для воздуха и рабочей жидкости внутри конструкций рамы или отдельно. К достоинствам модулей Scheuerle также относятся большой ход подвески и угол поворота осевого агрегата, позволяющий разворачивать модуль на месте. Компания использует как механические, так и электронные системы рулевого управления с возможностью стыковки однотипных модулей с разными системами. Нагрузки на одну линию осевых агрегатов доходят до 45 т на модули трехметровой ширины, и для этого не требуется предварительное письменное согласие от производителя, то есть Scheuerle. В самоходном варианте нагрузки доходят до 60 т на осевую линию.

Полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99905-020 имеет 7 осей: 1-я ось – самоустанавливающаяся, 2-я – неуправляемая, оси с 3-й по 7-ю – с принудительным управлением Перевозка турбинного колеса на модуле ЧМЗАП

Производитель полуприцепной техники Kässbohrer предлагает раздвижные тралы LB3E, LB4E, LB5E и LB6E, где цифра в названии модели обозначает количество осей. В 2014 г. компания выпустила новую серию низкорамных полуприцепов c гидравлическими осями и раздвижной 8-осный полуприцеп K.SLH 8 г/п 130 т. В стандартной комплектации на всех полуприцепах установлены оси SAF. По желанию заказчика могут использоваться оси BPW. Компания отдает предпочтение традиционным техническим решениям, проверенным и отработанным. Это пневматическая подвеска, позволяющая регулировать высоту транспортного средства и обеспечивающая мягкий ход, оси, выдерживающие нагрузку 9–14 т, с поворотными узлами шкворневого типа, обеспечивающие угол поворота колеса до 45°. Передняя ось управляется с помощью гидроцилиндра, остальные механическими тягами. Беспроводной пульт дистанционного управления гарантирует маневренность в стесненных условиях.

ЧМЗАП 99908-010 – 8-осный раздвижной полуприцеп-тяжеловоз с гидробалансирным гусаком, подвеской и принудительной системой рулевого управления всех колес, г/п 100 т

Завод «Уралавтоприцеп» работает в двух направлениях. Первое – это собственные осевые агрегаты на рессорно-балансирной и балансирной подвеске и второе – покупные европейские решения на пневматической подвеске, а также на гидравлической.

Перевозка негабаритного груза на полуприцепе «Тверьстроймаш» с раздвижной платформой

Одно из направлений деятельности завода «Уралавтоприцеп» – это полуприцепы для оборонного комплекса России: собственные разработки, собственное производство, конструкции и технологии «обкатаны» не одним поколением российской, и не только российской спецтехники. Данные технологии со временем перекочевали на продукцию гражданского назначения – высокорамные полуприцепы-тяжеловозы для экплуатации в тяжелых условиях. Уральские конструкции ценят газовики и нефтяники. Рессорно-балансирная подвеска производства ЧМЗАП используется на полуприцепах с числом осей от одной до четырех и редко с большей осностью. Это связано с тем, что чем больше осей, тем выше вероятность их перегрузки при вывешивании какого-либо колеса. В зависимости от модели рессоры нагрузка на одну ось может достигать 24 т. Тяжелые механические балансирные подвески используют на машинах, где практически нет подрессоренных частей и действуют большие нагрузки. ЧМЗАП с успехом выпускает полуприцепы на покупной пневматической подвеске с нагрузкой на ось до 12 т для эксплуатации по дорогам общего пользования. Используют осевые агрегаты BPW, SAF и Gigant.

На полуприцепах ЧМЗАП используют две системы рулевого управления: самоустанавливающиеся (самоподруливающие) и с принудительным поворотом. Самоустанавливающиеся колеса, как правило, используют на 3, 4, 5, 6-осных полуприцепах. Следует иметь в виду, что углы поворота колес ограничены – не более 20°, а движение задним ходом требует от водителя значительного навыка. Принудительное рулевое управление в таких случаях предпочтительнее. На многоосных (более шести осей) моделях ЧМЗАП используется система принудительного рулевого управления компании TRIDEC.

Эксплуатация полуприцепа «Тверьстроймаш 99396E» в Казахстан

«Уралавтоприцеп» – один из немногих в мире производителей, который выпускает в том числе транспортные средства на базе прицепов-модулей г/п до 2000 т. В данных конструкциях применяется гидробалансирная подвеска типа «кузнечик»: 600-миллиметровый ход подвески обеспечивает преодоление значительных по высоте макро- и микронеровностей дороги, сохраняя при этом равномерное распределение нагрузки между осями. Гидроцилиндры подвески могут быть использованы как домкраты для подъема-опускания грузовой платформы при погрузочно-разгрузочных работах. Гидроподвеска дороже пневматической и требует периодической замены масла и более требовательна к герметичности системы.

«Тверьстроймаш» использует в производстве полуприцепов и прицепов агрегаты и системы ведущих мировых производителей. В первую очередь, если говорить о подвеске, это европейские гранды – BPW, SAF, GIGANT. Чтобы предложить клиенту максимально маневренное транспортное средство, специалисты «Тверьстроймаш» подробно изучают дорожные условия, в которых будет работать полуприцеп, и типы грузов, планируемых к перевозке. Некоторые важные характеристики маневренности связаны с геометрией конструкции и закладываются еще на этапе проектирования. Но правит балом, безусловно, подвес­ка. Низкорамные полуприцепы оснащают пневматической подвеской с продуманной комбинацией стационарных и подруливающих осей. Использование подруливающих осей особенно актуально для многоосных полуприцепов с раздвижной платформой, при перевозках больших по длине, тяжелых грузов.

Перевозка негабаритного оборудования для строительства Талимарджанской ТЭС на автопоезде MAN TGS 33.540 + Тверьстроймаш 99396E по маршруту: порт Курык (Казахстан) – Талимарджан (Узбекистан)

Одна из самых популярных моделей – полуприцеп «Тверьстроймаш» модели 99396E-74 г/п 74 т. В полностью раздвинутом состоянии платформа полуприцепа достигает 17 м. При такой длине сохранение хорошей маневренности и управляемости автопоезда непростая задача. Поэтому 1-я, 5-я и 6-я оси полуприцепа выполнены самоподруливающими, 2-я, 3-я и 4-я – стационарными.

Еще одно полезное решение, которое позволяет повысить не только маневренность, но и экономическую эффективность полуприцепа, – это подъемная ось. С такой опцией полуприцеп увереннее ведет себя в повороте, а в качестве бонуса – снижение износа резины.

Семиосный полуприцеп ТСП 94187-0000020 с подруливающими осями

По желанию клиента «Тверьстроймаш» также устанавливает системы принудительного поворота осей – решение недешевое, но эффективное.

Компания «Политранс» выпускает низкорамные прицепы и полуприцепы с числом осей от 2 до 7, высокорамные полуприцепы и прицепы с числом осей от 2 до 4, бортовые и лесовозные прицепы и полуприцепы с двумя или тремя осями.

Полуприцепы ТСП оснащаются пневматической или рессорной подвеской BPW, SAF, Gigant и других производителей. Эти агрегаты отличают европейское качество и высокая надежность. Выбор типа подвески зависит от типа полуприцепа, грузоподъемности и условий эксплуатации.

Пневматическая подвеска позволяет контролировать равномерное распределение нагрузки на оси и увеличивает устойчивость полуприцепа. Кроме того, пневматическая подвеска дает возможность регулировать погрузочную высоту полуприцепа, что удобно при погрузо-разгрузочных работах. Такой тип подвес­ки позволяет устанавливать на трал подруливающие оси, которые уменьшают радиус поворота и делают низкорамный трал более маневренным.

Высокорамные и бортовые полуприцепы ТСП оснащаются как рессорно-балансирной, так и пневматической подвеской ведущих европейских производителей. Рессорная подвеска жесткая и обладает большей г/п (до 20 т), чем пневматическая. Она хорошо подходит для эксплуатации в условиях бездорожья и низких температур.

Полуприцеп ТСП 9418-0000020 с пневматической подвеской >Балансирная подвеска на полуприцепе ТСП 94166-0000010

На некоторых моделях устанавливается балансирный мост, например на полуприцепе ТСП 94166 г/п 105 т. Такая подвеска имеет ход +/–200 мм (общий ход – 400 мм), исключает эффект «вывешивания» колес и позволяет равномерно распределить нагрузку на грунт.

Таким образом, на рынке автомобильных полуприцепов-тяжеловозов основное распространение получила пневматическая подвеска с самоподруливающими осями. Распространение принудительного управления сдерживается более высокой ценой, которая для нижнего весового сегмента имеет большое значение. А в условиях экономического спада чувствительность к цене будет только обостряться.

Что касается модульных транспортных средств, то этот сегмент полностью зависит от крупных проектов в нефтегазовой отрасли, энергетике, кораблестроении, то есть от ударных строек. Пока ведут федеральные и отраслевые проекты, сегмент модулей будет жить.

Виктор Петрущенко, генеральный директор ООО «ИнСпецКом», Московская обл.: «У нас несамоходные модули Scheuerle, всего 26 осевых линий. Возим по всей территории бывшего СССР, в основном промышленное оборудование для нефтегазовой отрасли, для энергетики, работаем с транспортными строителями (балки пролетных строений). Наши модули с традиционным решением Scheuerle, с запрессованными в раму опорно-поворотными подшипниками и с механическим рулевым управлением. Модули несамоходные, используем седельно-балластные тягачи. Такое свойство моделей, как маневренность, используем в полной мере. Для этого модули и созданы, чтобы решать нетривиальные транспортные задачи, недоступные для других транспортных средств. Нашим первым «осям» Scheuerle уже 10 лет, и никаких претензий к ним мы предъявить не можем. При покупке модули Scheuerle показались нам интереснее конкурентов по характеристикам и по цене, и большую, если не решающую, роль сыграл продавец, который очень активно с нами работал. Сегодня, спустя 10 лет, я могу с уверенностью сказать, что снова купил бы модули Scheuerle».

Игорь Таратынов, ГУП МО МОДЦ, г. Москва: «В нашей системе много строительной техники, которая работает по всему Подмосковью. Технику возим на 40-тонных полуприцепах Kässbohrer. Полуприцепы с пневматической подвеской, на 3-осных все оси фиксированные, на 4-осных подруливающая последняя ось. Что касается маневренности, то все зависит от профессионализма человека, сидящего за рулем. На самом деле полуприцепы легки в управлении, хотя и длинны, как рабочий день. Для эксплуатации по дорогам они очень хороши. Возим технику по Московской области, где весьма благоприятные дорожные условия и никаких сложных маневров выполнять не приходится. А в точках погрузки и разгрузки можно маневрировать без спешки, там времени, как правило, достаточно. Поэтому к каким-то сложным техническим решениям нам прибегать резона нет».

Павел Морозов, директор ООО «Карго-Сервис», г. Челябинск: «Наша организация занимается перевозками техники, в том числе тяжелой, негабаритной. Парк техники составляют 12 тягачей Scania, два низкорамных тяжеловоза «Урал­автоприцеп»: 3-осный и 5-осный, две фуры, один магистральный «бортовик», контейнеровоз ЧМЗАП. На 3-осном тяжеловозе рессорно-балансирная подвеска ЧМЗАП, на 5-осном – пневматическая подвеска BPW с двумя подруливающими осями. Наши транспортные задачи не требуют каких-то сложных систем, что позволяет нам экономить и на технике, и на эксплуатации. Во­зим мы в основном по дорогам Урала, Сибири, Дальнего Востока, и нам нужна надежная и максимально простая техника».

Константин Мин, ТОО «Techno West Ltd», Казахстан: «Мы занимаемся перевозкой нефтяного и промышленного оборудования, тяжелой гусеничной техники и других негабаритных грузов по территории Казахстана, России, Узбекистана. Природные условия у нас непростые: летом очень жарко, зимой очень холодно, от техники требуется работать как при высоких, так и при низких температурах, а также значительных перепадах температуры в течение суток. Дорожные условия я тоже не назвал бы благоприятными, поэтому подвеска, оси должны быть абсолютно надежными. Для перевозок мы взяли раздвижной полуприцеп «Тверьстроймаш» с пониженной погрузочной высотой, г/п 75 т. Полуприцеп 6-осный на пневмоподвеске с осевыми агрегатами BPW, последние три оси самоподруливающие. Работали зимой, в целом впечатления положительные, управляемость и маневренность хорошие».

Павел Губанов, ООО «ТрансСервис», г. Томск: «У нас большой парк полуприцепов разных изготовителей, в том числе много полуприцепов челябинского завода «Политранс». Все эти полуприцепы изготовлены по индивидуальным проектам, завод умеет быстро менять спецификации. Если импортные полуприцепы (такие у нас тоже есть) серийные, то «Политранс» готов разработать и изготовить технику под конкретные нужды покупателя. Я бывал у них на заводе, смотрел, общался и должен заметить, что у них уникальный конструктор. Возможно, поэтому мы предпочитаем полуприцепы именно этого завода, хотя у нас в парке, повторюсь, есть полуприцепы разных отечественных и зарубежных производителей. Мы работаем в нефтегазовом секторе на дорогах V категории, и все наши полуприцепы высокорамные, низкорамных нет – не те условия. Полуприцепы «Политранс» 2-, 3- и 4-осные на рессорно-балансирной и пневматической подвеске. Самые большие, г/п 70 т, – «четырехосники» с задней подруливающей осью. Последняя партия, которую мы закупили в конце прошлого года, в том числе несколько тралов, – на пневматической подвеске. Самая северная точка, где работает наша техника, это Обская губа. Там температура опускается ниже –50°, и должен сказать, что к нашим полуприцепам на пневматической подвеске претензий нет. Импортные стоят, а наши ходят без проблем. У импортных полуприцепов рамы с большим запасом прочности, но ходовая часть не выдерживает. Существует большая разница между импортной подвеской, которую ставят наши заводы, и такой же подвеской, которая есть в составе, скажем, немецкого полуприцепа. Пришлось из-за этого даже заменить немецкий 5-осный полуприцеп на 4-осный «Политранс». Потеряли на длине грузовой площадки, зато забыли о ремонте».

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ Негабарит Полуприцеп
Леонид Малютин Основные Средства 04'2015 10 июня 2015

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com
ООО «Группа компаний ЭВЕРЕСТ» (495) 649-95-85, 8-800-555-27-37 www.tec-everest.ru
ООО «Негабаритика» (4722) 50-01-88, +7(910) 323-12-33, +7(980) 323-22-33 www.negabaritika.ru
ООО «Тверьстроймаш» (4822) 736-600, 8-800-775-97-90 www.tverstroymash.ru