Российский импорт основных видов дорожно-строительной техники в I квартале 2017 г.

Подошло время подводить долгожданные итоги I кв. 2017 г. по импорту основных позиций строительных машин, к которым мы отнесли гидравлические экскаваторы, фронтальные колесные погрузчики (без мини-погрузчиков с бортовым поворотом) и гусеничные бульдозеры. Прогнозируемое «дно», по оценкам специалистов компании ID-Marketing, было достигнуто в 2016 г., и на фоне некоторой стабилизации ситуации в экономике посмотрим, какие объемы ввоза продемонстрировали участники рынка импорта строительных машин.

Общей тенденцией для всех трех рынков стал значительный спад в начале 2015 г., что обусловлено целым рядом политико-экономических событий, главным итогом которых стал рост курса иностранных валют, что повлекло за собой и рост цен на технику. В начале 2016 г. участников рынка строительной техники ждал еще один неприятный сюрприз – введение утилизационного сбора, что в еще большей степени скорректировало цены в сторону роста. В этой связи дальнейшее падение наблюдалось в импортном сегменте гидравлических экскаваторов и гусеничных бульдозеров, а импорт погрузчиков, напротив, продемонстрировал некоторый рост. Но вот уже по итогам первых трех месяцев 2017 г. можно констатировать уверенный рост импортных поступлений по всем трем рассматриваемым видам техники.

Более подробно остановимся на каждом виде и начнем с фронтальных колесных погрузчиков. Структура импорта погрузчиков в I кв. 2017 г. претерпела довольно много изменений, это касается и структуры ввоза по видам, и марочной структуры. По итогам I кв. 2017 г. импорт погрузчиков увеличился в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее популярным в количественном плане остается сегмент средних колесных погрузчиков, который занимает 84% (73% в январе – марте 2016 г.) импортных поставок, 15% остается за малыми колесными погрузчиками (26% в январе – марте 2016 г.) и только 1% (аналогично в январе – марте 2016 г.) ввоза пришелся на тяжелые колесные погрузчики. Самым крупным экземпляром в рассматриваемом периоде стал Caterpillar 990K, статистическая стоимость которого превышает $1,1 млн.

Сравнительные объемы импорта основных видов строительной техники в январе – марте 2013–2017 гг., ед.

Как и прежде, лидирующее положение на рынке занимают китайские производители, общая доля которых составляет 85%. Самой популярной маркой стала SDLG с долей в 14,8%, вернувшая себе лидерство после значительного спада, начавшегося в 2014 г. При этом объемы ввоза данной марки в сравниваемых периодах увеличились практически в десять раз. Всего на девять погрузчиков меньше было импортировано под брендом XCMG. Показатели роста этого китайского производителя не столь значительны, как у SDLG (импорт увеличился в 2,3 раза), но и падение в 2014 и 2015 гг. было не таким стремительным. Лучшей по показателям импорта среди «не азиатских» представителей в данном сегменте является компания Volvo, занимающая седьмое место в рейтинге ведущих марок с долей в 3,6%.

Отдельно выделим возрастную структуру рынка. Значительно сократилась доля ввоза подержанных машин с 5,5% в январе – марте 2016 г. до 2,3% в январе – марте 2017 г., что говорит о качественном преобразовании рынка вследствие введения утилизационного сбора.

Импорт фронтальных погрузчиков по видам в январе – марте 2017 г., %

Среди самых популярных видов специальных машин, без которых не обходится ни одна стройка, безусловно присутствует и гидравлический экскаватор. Как следствие, данный рынок является одним из наиболее крупных, видимая емкость которого даже превышала аналогичный показатель сегмента фронтальных погрузчиков в отдельные периоды. Однако темпы сокращения импортных поступлений экскаваторов после всем известных событий 2014 г. оказались более существенными по сравнению с теми же погрузчиками и продолжились вплоть до 2016 г. Тем не менее начало 2017 г. настроило на позитивный лад. Объем импорта увеличился в сравниваемых периодах в 2,8 раза. Существенный рост поставок отразился и на марочной, и на общей структуре импорта.

Наибольшей популярностью среди отечественных компаний, исходя из статистики импорта, в начале 2017 г. пользовались средние и тяжелые гидравлические экскаваторы, доля которых по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 12 и 8% соответственно. Незначительно «подрос» ввоз мини-гидравлических экскаваторов. Однако за счет меньших темпов развития их доля в количественном выражении в сравниваемых периодах упала с 45 до 21%. Основная причина – это введение утилизационного сбора, так как основу импорта мини-техники составляют подержанные машины, пошлины на которые в значительной степени сделали нецелесообразным приобретение данного вида экскаваторов.

Hyundai – один из крупнейших игроков на рынке экскаваторов, судя по показателям импорта, болезненней всего отреагировал на изменения рыночной ситуации. По итогам I кв. 2016 г. под маркой южнокорейского производителя в Россию было ввезено всего два экскаватора R260LC-9S и R180W-9S. В январе – марте 2017 г. ситуация кардинально изменилась, и 145 экскаваторов Hyundai пересекли границу в обозначенном периоде, выведя данную марку в лидеры рынка, причем основу импорта составили средние и тяжелые машины. Крупнейшие в мире производители строительной техники Caterpillar и Komatsu заняли места в тройке ведущих импортируемых марок гидравлических экскаваторов практически с равными показателями.

Импорт гидравлических экскаваторов по видам в январе – марте 2017 г., %

Как и в сегменте погрузчиков, импорт гидравлических экскаваторов изменился в качественную сторону, сократив объемы подержанных машин с 42% в январе – марте 2016 г. до 20,8% в январе – марте 2017 г. Справедливости ради отметим, что львиная доля, а именно 84,8% «бэушных» машин приходится на сегмент мини-гидравлических экскаваторов.

Среди основных видов строительных машин, рассматриваемых в данном материале, бульдозеры являются наименее емким рынком, однако их значение при строительстве нельзя недо­оценивать. По итогам I кв. 2017 г. стоит отметить более чем двукратный рост поставок гусеничных бульдозеров. Самым популярным сегментом, доля которого увеличилась практически на 20%, стали средние гусеничные бульдозеры. Доля тяжелой техники, напротив, сократилась почти на 18%, хотя в натуральном выражении в сравниваемых периодах было ввезено на восемь бульдозеров больше.

Импорт гусеничных бульдозеров по видам в январе - марте 2017 года, %

В марочной структуре импорта в I кв. 2017 г. наблюдаются значительные изменения. Общее количество игроков увеличилось с 7 до 16, а лидирует Shantui, поставки бульдозеров которой увеличились по сравнению с началом 2016 г. в 2,2 раза. В тройке основных марок также присутствуют Komatsu и Caterpillar.

Подводя итоги I кв. 2017 г., нельзя не отметить положительную динамику, которая была присуща всем рассматриваемым видам техники. Таким образом, подтвердились прогнозы аналитиков ID-Marketing относительно прохождения в минувшем году так называемого «дна» и выхода рынка в «плюсовые» значения уже в I кв. 2017 г. Однако не стоит ожидать быстрого восстановления объемов импорта, особенно учитывая, что политико-экономическая ситуация не вернулась в «докризисное» русло. При этом официальная позиция Центробанка сводится к сохранению «плавающего курса рубля», что в конечном счете может качнуть чашу весов как в сторону укрепления, так и в сторону ослабления рынка.