Как взыскать деньги с контрагента

Советы юристов
Вряд ли какая-либо организация, осуществляющая взаимные расчеты с контрагентами, не сталкивалась с необходимостью урегулирования дебиторской задолженности. Чаще такая задолженность возникает в результате невнимательности и банальной забывчивости, однако нередки случаи, когда необходимо реагировать, чтобы избежать финансовых потерь.

Не допустить случаев, при которых придется списывать безнадежные долги контрагентов, поможет своевременная профессиональная помощь. Специалисты проверяют контрагента, определяют его финансовое состояние и перспективы урегулирования задолженности, проводят расчеты и направляют претензии. Возможны ситуации, когда снижения рисков можно добиться только в результате комплексной проверки клиентов. Это трудоемкая, но эффективная процедура. Она включает в себя проверку адреса регистрации юридического лица, полномочий лиц, ведущих переговоры, принимающих решения, получение информации контролирующих органов, анализ бухгалтерской отчетности клиента, изучение судебных дел, в которых участвовал контрагент, а также другие меры.

Приступать к разрешению финансовых споров хозяйствующих субъектов принято в рамках досудебного порядка. На этой стадии проводятся переговоры, собирается доказательная база для возможного обращения в суд, однако по статистике, более половины возникающих разногласий, могут быть урегулированы в ходе такого процесса. Следует отметить, что порядок досудебного урегулирования споров установлен законодательно. Не лишним является закрепление претензионного порядка разрешения спора договором с клиентом. На этом этапе погашается порядка 30–60% просроченной дебиторской задолженности.

В ходе претензионной работы может быть организована сверка расчетов. Акт сверки, подписанный руководителем и главным бухгалтером должника, может стать весомым доказательством для суда. Также в качестве доказательств судом могут быть приняты конверты, квитанции, документы с отметками уполномоченных лиц, записи в журналах исходящей и входящей корреспонденции. Данные из переписки помогут суду сделать выводы о соблюдении обязательств сторон.

В случае, если досудебная стадия взаимодействия с контрагентом не привела к урегулированию задолженности в установленные сроки, следует обращение в суд со всеми вытекающими последствиями.

В судебном порядке могут быть предъявлены требования о взыскании госпошлины, штрафов и неустоек, предусмотренных договором, издержек на судебное разбирательство, возможны иные санкции. Кроме того, при обращении в суд могут быть взысканы проценты на сумму задолженности и размер убытков. От 40 до 70% судебных дел прекращается добровольным погашением задолженности. При наличии реальной заинтересованности в возврате денег кредиторы часто прибегают к юридической помощи для контроля исполнения решения суда при взыскании долга судебными приставами.

Сложнее обстоит вопрос, когда задолженность не может быть взыскана при исполнении процедур, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»1.

При наличии определенного размера задолженности кредитор вправе в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»2 и Арбитражным процессуальным кодексом РФ3, инициировать процедуру банкротства.


1Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 10 октября 2007 г. № 131, в «Российской газете» от 6 октября 2007 г. № 223, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. № 41, ст. 4849.

2Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 2 ноября 2002 г. № 209-210, в «Российской газете» от 2 ноября 2002 г. №  209-210, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. № 43, ст. 4190.

3Текст Кодекса опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2002 г. № 137, в «Парламентской газете» от 27 июля 2002 г. № 140-141, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30, ст. 301.

Следует отметить, что инициировать процедуру банкротства вовсе не означает стереть должника с лица земли. В соответствии с положениями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» банкротство – это признание арбитражным судом неплатежеспособности. Неплатежеспособность возникает при просрочке погашения задолженности на срок более трех месяцев.

Признание несостоятельности должника позволит обратить взыскание на имеющиеся у него денежные средства и имущество. Назначаемый судом арбитражный управляющий, исполняя функции действующего руководителя, призван обеспечить сохранность имущества, выявить и возвратить имущество, которое может находиться у третьих лиц. Арбитражный управляющий организации, в отношении которой возбуждено дело о банкротстве, согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» обязан вести реестр требований кредиторов, в котором указывается наименование, реквизиты кредитора, размер задолженности и очередность погашения. Сведения о кредиторах в реестр требований кредиторов вносятся на основании определения арбитражного суда.

Срок подачи требования о включении в реестр требований кредиторов в общем порядке составляет 30 дней с момента публикации о процедуре наблюдения и два месяца в конкурсном производстве. Все публикации по делам о банкротстве производятся в газете «Коммерсантъ».

В соответствии с положениями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» кредитор вправе предъявлять требования к должнику в любой момент, пока идет процедура банкротства, однако очередность удовлетворения требований кредиторов предполагает включение своих требований как можно раньше.

Пропуск двухмесячного срока включения в реестр требований кредиторов в конкурсном производстве сводит шансы удовлетворения требования к нулю, так как оно будет удовлетворяться в последнюю очередь.

Опыт представления интересов кредиторов в делах о банкротстве показывает, что включение в реестр требований кредиторов должника не гарантирует удовлетворения требования. Повысить шансы взыскания помогает грамотная поддержка, которая заключается в участии в собраниях кредиторов, обжаловании действий конкурсного управляющего и использовании других инструментов, предусмотренных законом.

Как видно, все методы взыскания задолженности с контр­агента являются взаимодополняющими. Урегулирование может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. В этой связи задачей специалистов является оценка перспективы реального взыскания суммы, причитающейся кредитору, совершение всего комплекса юридически значимых действий, информационная поддержка кредитора.