Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
Запас карман не тянет
Гидроаккумуляторы энергии гидромолотов
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
 4
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
Оболочка для воздуха
Современная шина – взгляд изнутри
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение

Обзор рынка автогрейдеров. Итоги 2016 года

Автогрейдеры (от слова grade – нивелировать, выравнивать) используются для выравнивания территорий и перемещения грунта и снега зимой.

Последние пять лет динамика российского производства автогрейдеров нестабильна. После роста объ­емов в 2013 г., когда выпуск техники увеличился на 14,8% по отношению к 2012 г., составив 984 шт.1, объемы производства начали падать. В 2014 г. российскими производителями было выпущено 774 автогрейдера – на 21,3% меньше, чем годом ранее. В 2015 г. всего 482 ед. техники – еще минус 37,7%. По итогам 2016 г., объем производства автогрейдеров составил 514 шт. – больше, чем годом ранее, но до результатов трехлетней давности далеко.


1 Источник fira.ru
Динамика производства автогрейдеров, шт.

Основными производителями автогрейдеров в России в 2016 г. стали ЗАО «Брянский Арсенал» и ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЧСДМ). Первым в 2016 г. было выпущено 324 автогрейдера (+9,5%)2, второе предоставило рынку 177 ед. техники – на 39,4% больше, чем годом ранее.


2 Источник: АСМ-Холдинг.

Динамика импорта автогрейдеров3 аналогична динамике российского производства. В 2013 г. импорт данной техники превысил показатели 2012 г., составив 679 шт., или $99,4 млн. Однако в 2014 г. объемы ввоза иностранных автогрейдеров резко снизились. На территорию России поступило всего 470 ед. техники – почти на треть меньше, чем годом ранее. В денежном эквиваленте объем импорта снизился до $68,2 млн. – на 31,4% меньше. В 2015 г. падение объемов импорта продолжилось еще более высокими темпами. По итогам 12 месяцев 2012 г. российскими предприятиями было приобретено за рубежом всего 104 ед. техники на сумму $15,9 млн. В 2016 г. объемы импорта выросли до 151 ед. техники (+45,2% к предшествующему периоду) в натуральном выражении и до $23,4 млн. в денежном исчислении (+47,5%).


3 Без учета торговли со странами ЕАЭС.
Динамика импорта автогрейдеров

В 2016 г. импорт автогрейдеров составила техника производства семи стран. Лидером среди них стал Китай. На долю китайских производителей пришлось 41,1%. При этом стоит отметить, что годом ранее китайские автогрейдеры занимали ровно половину импорта. На втором месте среди стран – производителей автогрейдеров, ввезенных в Россию, расположились США. Доля их составила 35,8% против всего 4,8% в 2015 г. Тройку лидеров замкнула Бразилия с долей 10,6%. Годом ранее доля Бразилии составляла 22,1%.

Основные производители импортируемых автогрейдеров
Производитель Объем импорта в 2015 г., шт. Объем импорта в 2016 г., шт.
Caterpillar Inc. 35 66
Deere&Company 51
Komatsu Ltd 6 7
GP Papenburg AG 2 5
Guangxi LiuGong Machinery Co., Ltd 2 4
LiuGong Machinery Co., Ltd 4
Прочие 59 14

Почти 78% импорта автогрейдеров в 2016 г. пришлось на двух производителей: Caterpillar Inc. и Deere&Company. Первый поставил на российский рынок 66 автогрейдеров одноименной марки – на 88% больше, чем годом ранее. При этом доля его составила в общем объеме импорта 43,7%. На долю второго пришлось 33,8% от общего объема ввезенной техники. Количество автогрейдеров марки John Deere – 51 ед. техники. Расположившийся на третьем месте Komatsu Ltd отметился в 2016 г. всего семью автогрейдерами – всего на одну единицу больше, чем годом ранее. Доля его составила 4,6%. Еще на 14 компаний пришлись оставшиеся 27 ед. техники.

Структура импорта автогрейдеров по странам происхождения, %

Динамика экспорта нестабильна – в исследуемый пятилетний период пик пришелся на 2015 г., когда за рубеж было отправлено 65 автогрейдеров на сумму $6,4 млн.4. По итогам 2016 г. экспорт автогрейдеров снизился. Падение в количественном исчислении составило 46,2%, в денежном выражении – 67%.

Экспорт автогрейдеров в 2016 г. на 23% состоял из техники иностранного происхождения. На долю российских производителей пришлось 77%. Лидером среди них стал «Брянский Арсенал». За рубеж был отправлен 21 автогрейдер его производства из 35 ушедших на экспорт единиц техники. На втором месте с семью автогрейдерами Caterpillar. Тройку замыкает ЧСДМ – 3 автогрейдера.


4 Без учета торговли со странами ЕАЭС.
Динамика экспорта автогрейдеров

Основными покупателями автогрейдеров, отправленных на экспорт, стали предприятия Украины. Туда в 2016 г. ушло 13 ед. техники. В Узбекистан было отправлено 4 автогрейдера. По 2 автогрейдера ушло в Пакистан, Молдову, Филиппины, Нидерланды, Тунис. Еще в 8 стран российскими экспортерами было отправлено по 1 автогрейдеру.

 

Таким образом, видимое внутреннее потребление автогрейдеров по итогам 2016 г. составило 630 ед. техники – на 20% больше, чем годом ранее. Дальнейшее развитие рынка во многом будет зависеть от общей ситуации в экономике: повышения покупательской способности участников рынка, доступности кредитов, наличия крупных проектов в дорожно-строительной сфере. Пока эксперты прогнозируют рост данного рынка невысокими темпами – 5–7%. А что будет дальше, покажет время.

РЫНОК (статистика, анализ) ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Автогрейдер
Н. Крылова Основные Средства 04'2017 7 апреля 2017

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru