Шины для строительной техники: ключевой компонент или расходный материал?

Независимо от того, является компания поставщиком компонентов или производителем готовой продукции, внедрение новых технологий и  использование качественных материалов позволяет выпускать продукцию, которая пользуется устойчивым спросом у заказчиков. От качества комплектующих в конечном итоге зависят эффективность, безопасность, надежность и экономичность строительной техники. К одним из самых важных компонентов колесной техники относятся шины.

Классификация шин

Согласно международной классификации, существует три основных типа глубины протекторов шин, предназначенных для строительной техники: обычный, глубокий и сверхглубокий. Глубокий и сверхглубокий протекторы соответственно в 1,5 и 2,5 раза больше обычного. Хотя глубокие канавки и обеспечивают высокую износостойкость и устойчивость шин к порезам, вместе с тем массивный протектор способствует быстрому нагреву шин. Поэтому перед применением шин с глубоким протектором необходимо оценить условия их эксплуатации, чтобы предотвратить потерю свойств из-за перегрева.

Диаметр шин с глубоким и особо глубоким протектором практически одинаковый и немного больше размера обычных шин. По коду, который можно найти на боковине, легко определить тип машины, для которой предназначена данная шина. Так, шины с маркировкой L используются на фронтальных погрузчиках и колесных бульдозерах, литера C означает принадлежность шины к дорожным каткам, а G – к грейдерам.

Производители рекомендуют использовать шины строго по назначению, только на технике, для которой они разработаны. Сопровождающие цифры отражают глубину протектора. Рисунки протектора делятся на несколько основных категорий. Скальный протектор с характерными канавками, проходящими поперек направления движения в форме волны, придает шине дополнительную устойчивость к порезам от камней. За счет большой площади контакта с грунтом обеспечивается высокая износостойкость. Тяговый протектор (такой рисунок часто называют «клюшка») разработан для увеличения тягового усилия.

Шины с протектором в форме отдельных блоков отличаются хорошим сцеплением на рыхлых грунтах. В качестве примера можно привести шины для грунтовых катков C-2 с характерным рисунком в виде отдельных ромбов. Гладкие шины устанавливаются на дорожные катки, предназначенные для финишной обработки асфальтового покрытия, а также на погрузчики для подземных работ. Протектор «ёлка» лучше всего подходит для лесной и сельскохозяйственной техники.

Рисунок протектора шины Camso MPT 732

Низкий профиль

В строительной отрасли становятся все более популярными широкие низкопрофильные шины, поскольку во многих случаях они обеспечивают лучшее сцепление с поверхностью и повышают проходимость техники. Низкопрофильные шины несут такую же нагрузку, как и стандартные шины того же диаметра и в тех же условиях, но при пониженном давлении. При этом ход становится более плавным, оператор меньше устает, уменьшается боковое раскачивание машины. Пониженное давление снижает вероятность повреждения шин при движении по острым камням и мусору. Использование таких шин для фронтальных погрузчиков обеспечивает дополнительное сцепление с грунтом, уменьшает проскальзывание колес и снижает износ шин.

Давление в шинах

Каким должно быть давление воздуха в шине? Этот вопрос, на который трудно получить точный ответ. При выборе правильного давления воздуха нужно учитывать множество параметров. Например, если шина предназначена для погрузчика, необходимо учесть ее положение (передняя или задняя), а также плотность загружаемого материала. Затем нужно понять, какие функции выполняет погрузчик: например, работает ли он в карьере или выполняет погрузку и перемещение материалов на строительной площадке. Если давление в шине выбрано правильно, то машина получит дополнительную управляемость и устойчивость.

Со временем давление в шинах снижается естественным путем, поэтому его необходимо периодически проверять. Наиболее точные данные можно получить, если замерить давление в холодном состоянии, когда шина не использовалась в течение суток. В обычных условиях проверка давления происходит на рабочей машине, когда вместе с нагревом колеса увеличивается давление воздуха в шине. Если давление воздуха увеличивается на 20% или более от показаний, полученных в холодном состоянии, это сигнал о том, что шина перегревается. Необходимо дать шине остыть или же переставить колесо на позицию с меньшей нагрузкой.

Эксплуатация шины с недостаточным давлением воздуха вызывает значительное повышение рабочей температуры шины. Это может привести к необратимому изменению структуры внутренних слоев шины и сократить срок ее службы. С другой стороны, чрезмерное давление приводит к быстрому и неравномерному износу шин, а протектор и боковины чаще получают порезы. Спе­цифика использования строительной техники подразумевает работу при повышенных нагрузках, которые иногда превышают расчетные. Это связано с различной плотностью перемещаемых материалов, использованием многообразного навесного оборудования и другими факторами.

Для компенсации избыточных нагрузок необходимо пропорционально увеличить давление в шинах. Обычно производители радиальных шин рекомендуют увеличивать давление на 2% на каждый процент увеличения нагрузки сверх нормы, но не более чем на 14%. Для диагональных шин максимальное увеличение давления составляет 30% при превышении нагрузки на 15%.

Заполнение полиуретаном

Реализация строительного проекта зависит от способности тяжелых самосвалов и строительной техники выполнять свою работу. Эффективность эксплуатации этих машин связана в том числе и с состоянием их шин. Пневматические шины доступны в различных ценовых категориях и обеспечивают комфортную езду, но они слабо защищены от обычного мусора на рабочей площадке и легко могут получить прокол.

Альтернативные «безвоздушные» варианты – литые шины или колеса со спицами и сотами – рассчитаны на долгий срок службы, но имеют высокую стоимость при ограниченном выборе типоразмеров, рисунков протектора и степеней эластичности. Отдельным направлением, набирающим популярность, является технология заполнения шин полиуретаном. После застывания полученная масса обеспечивает шине необходимую эластичность. Полиуретановый состав можно закачать в любую пневматическую шину через штатный вентиль.

Эта технология позволяет строительным машинам двигаться по острым камням, стеклу, гвоздям, шурупам, арматуре и мусору без выхода из строя. В отличие от цельнолитых шин колеса, заполненные полиуретаном, хорошо поглощают удары, распределяя их силу вдоль каркаса шины.

Шина с полиуретановым заполнением

Новости производителей

Сотрудничество производителей шин с производителями оригинального оборудования часто дает хорошие результаты. Цельнолитая внедорожная шина TeleMaster была создана в процессе совместной работы специалистов компаний Continental и производителя телескопических погрузчиков компании JLG. Использование специальной резиновой смеси Continental для цельнолитых шин позволило получить шину, отличающуюся низким сопротивлением качению и уменьшенным накоплением тепла. Кроме того, новый прочный износостойкий протектор легко справляется со сложными поверхностями, характерными для строительных площадок.

Качество и состояние шин непосредственно влияет на производительность погрузчиков с бортовым поворотом. Неудивительно, что владельцы этого вида техники ищут возможности, чтобы максимизировать отдачу от своих вложений с точки зрения времени безотказной работы, эффективности использования топлива, производительности и срока службы шин. Определение реальных условий эксплуатации, видов работ, характера местности поможет найти правильные решения при выборе подходящего комплекта шин.

Цельнолитая шина Continental Telemaster

Новые шины Magna M-Skid2 и Magna M-Skid4 с усиленными боковинами и прочным нейлоновым каркасом с перекрестными нитями корда были специально разработаны для погрузчиков с бортовым поворотом, работающих на строительных площадках в тяжелых условиях. Самоочищающийся глубокий протектор со специальным рисунком обеспечивает хорошую тягу и сцепление. Максимальная грузоподъемность шин составляет 4565 кг при давлении 4,85 бар.

MAGNA M-SKID4

Компания Balkrishna Industries (BKT), базирующаяся в Индии, выпустила новую версию шины Earthmax SR 46. Диаметр шины массой 2,4 т составляет 3,06 м. Размер самой большой на сегодняшний день шины в линейке BKT – 33,00 R 51. Шина предназначена для карьерных самосвалов, работающих на горнодобывающих предприятиях в условиях каменистого и абразивного грунта. Каркас и слои брекера с цельным металлокордом обеспечивают шине Earthmax SR 46 защиту от воздействия камней, усталости и задиров, что повышает время безотказной работы и производительность техники.

Один из ведущих европейских дистрибьюторов шин – компания Bohnenkamp (Германия) в результате совместной работы с компанией DEESTONE (Таиланд) расширила модельный ряд грузовых шин, предлагаемых на российском рынке. Грузовые шины под брендом DEESTONE с типоразмерами 385/65R22.5 164K 20PR SW415 M+S TL, 315/80R22.5 156/150K 20PR SD437 M+S TL, 12.00R20 154/150K 18PR SD437 M+S TR78 были специально разработаны для рынков Центральной и Восточной Европы. Продукция DEESTONE экспортируется более чем в 90 стран и обладает отличным соотношением цены и качества. В компании Bohnenkamp считают, что поставляемый на российский рынок ассортимент DEESTONE должен удовлетворить большую часть спроса отечественных потребителей.

Самая большая шина в линейке BKT Earthmax SR 46

Многоцелевая шина с диагональным каркасом MPT 732 от компании Camso отличается хорошим сцеплением с поверхностью, устойчивостью и долговечностью при работе в различных условиях. Шина разработана для рынков региона EMEA (Европа, включая Россию, Ближний Восток и Африка). Новый состав протектора обеспечивает надежную защиту от проколов и ударов, повышает долговечность шин и срок службы. Универсальная шина МРТ 732 восьми различных размеров предназначена для компактных колесных погрузчиков, телескопических погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков. Панорамный ступенчатый рисунок служит для максимальной очистки протектора, что крайне важно для сцепления с поверхностью при работе в условиях влажных и мягких грунтов.

В мире машин, особенно тех, которые предназначены для специального применения, происходят быстрые изменения. Такие актуальные вопросы, как повышение производительности, автоматизации и безопасности, находятся в центре внимания и изготовителей, и потребителей. Структура спроса на шины постепенно меняется в ответ на усложнение конструкции шин. Со временем уходит вопрос принятия шины в качестве расходного компонента и появляется понимание, что шины относятся к ключевым элементам машины в целом.

Camso MPT 732

Интересной представляется наметившаяся тенденция перехода от пневматических шин к цельнолитым. Особенно это характерно для компактных машин, таких как погрузчики с бортовым поворотом, телескопические погрузчики и компактные колесные погрузчики, шины которых используются более интенсивно, чем у остальных машин. Статистика утверждает, что до половины всех шин для спецтехники преждевременно выходят из строя, что ведет к огромным потерям в масштабах целых отраслей.

Очевидно, что потенциал для развития индустрии шин для спецтехники огромен. Производители находятся в постоянном поиске решений для улучшения резиновых смесей и создают новые рисунки протекторов, а также совершенствуют технологии защиты от повреждений.