КБМ-401 П
Башенные краны: раздвигая границы возможного (Часть 4)

Тенденции в развитии башенных кранов

Башенные краны с оголовком

Башенные краны традиционной конструкции – с оголовком – по-прежнему широко применяются в отечественной строительной отрасли. Здесь можно назвать некоторые российские предприятия – производители башенных кранов.

Известный ранее «Машиностроительный завод «Строммашина» с 2015 г. реализует продукцию как ООО «Строительные технологии и механизмы» (сокращенно ООО «СТМ-37», Ивановская обл., г. Кохма). В настоящее время предприятием выпускаются оголовочные башенные краны серии КБ. Ранее эти краны выпускали: «Московский краностроительный завод «Северянин» (ЗАО «БАКРА»), ЗАО «Машстройиндустрия» (г. Москва), «Русский крановый завод» (ОАО «РусКран», г. Барнаул), «Одинцовский машиностроительный завод».
КБ-403
Rokra Peiner System

Оголовочные краны Rokra Peiner System благодаря простой конструкции, а также инновационной, самой безопасной на сегодняшний день системе наращивания кранов заняли уверенную позицию на российском рынке, реализовав основные требования: это отличные грузовые характеристики (яркий пример – 12-тонный кран Rokra РК-220), европейское качество, с режимом работы кранов в температурном диапазоне от –40 до +50 °С, а также выгодная цена и владение краном, благодаря простой конструкции, устройству выдвижения уже в базовой комплектации, надежным комплектующим.

Оголовочные и безоголовочные краны Rokra имеют сертификаты стран ЕС, эксплуатируются кроме Европы в Канаде, в странах Африки и Азиатском регионе.

Башенные краны производителя Rokra Peiner System неприхотливы и имеют высокую ремонтопригодность благодаря использованию наиболее распространенных компонентов силовой и электрической части, которые доступны для покупки на всех континентах.

Rokra Peiner System
GIRAFFE TDK-40.1100
В линейку башенных кранов под маркой GIRAFFE «Нязепетровского краностроительного завода» входит ряд моделей с оголовком. Мод. TDK-40.1250 (2017 г.) – верхнеповоротный башенный кран с оголовком максимальной г/п 40 т на вылете до 30 м разрабатывался специально для строительства крупных промышленных объектов. Стрела многосекционная балочная, максимальный вылет 81 м, г/п на максимальном вылете 10 т, высота свободного стояния крана 80 м. Предусмотрены возможности монтажа крана на анкерном основании с креплением к возводимому объекту, на опорной раме и установка на рельсовые пути с портальным основанием. Башня крана имеет 4-метровое сечение, а база рельсового основания достигает 10 м. Конструкция сборная, поэтому проблем с транспортировкой не возникает, габариты всех компонентов при перевозке не превышают допустимых ПДД.
GIRAFFE TDK-8.180 с  электронной системой
XCMG QTZ80
Среди популярных в нашей стране моделей крупной китайской компании XCMG оголовочный башенный кран XCMG QTZ80 (5613Y-8) номинальной г/п 8  т, максимальный грузовой момент – 80 тм, рабочий радиус – 56 м. Конструкция крана отличается тем, что секции башни, стрела и контрстрела выполнены из уголка и бесшовных стальных труб, для российского рынка кран поставляется с дополнительным запасом прочности конструкций по уровню сопротивления ветру, сейсмостойкости и соответствию температурным режимам. Размер секции 1600х1600х2500 мм. Высота подъема в стационарном исполнении равна 28,3 м, в анкерном достигает 120 м, максимальная высота башни 140 м. В электрооборудовании крана применяются компоненты известных зарубежных фирм, произведенные по лицензии на территории Китая. На башенный кран XCMG установлена металлическая выносная кабина. Для удобства работы и комфорта машиниста крана кабина оборудована системой обогрева и кондиционирования, также в ней установлено регулируемое кресло-пульт, есть солнцезащитная регулируемая штора, стеклоочиститель и розетка питания напряжением 220 В. Система безопасности работы башенного крана микропроцессорная, с цифровой индикацией информации. Наличие установленного ограничителя обеспечивает беспрепятственное прохождение регистрации в органах территориального Гос­технадзора.
XCMG QTZ80 (80C). Кран предыдущего поколения

Краны с коротким оголовком

Jaso J1400

Разработанная испанской компанией Jaso конструкция кранов с коротким оголовком имеет преимущество: сравнительно легкий опорно-поворотный механизм. В рабочем состоянии на кране масса опорно-поворотного механизма составляет 21,6 т, однако узел можно разобрать на части массой до 10 т, чтобы проще было перевозить и монтировать кран.

Модель крана с коротким поворотным оголовком, самая большая на сегодняшний день: J1400 г/п 64 т на рабочем радиусе 24,3 м. Длина стрелы может быть увеличена с 25 до 80 м с шагом 5 м. Г/п на конце стрелы составляет 10,5 т. На рабочем радиусе 40 м г/п крана составляет 36 т по всей окружности рабочей зоны. За счет уменьшения веса грузового каната и благодаря тому, что кран работает максимум с 4-кратной запасовкой каната до высоты подъема крюка 70 м, никакого уменьшения грузовысотных характеристик владелец крана не почувствует. При увеличении высоты подъема крюка до 150 м г/п уменьшается только на 1,4 т – до 34,6 т.

Эта модель крана может использоваться на строительстве дамб и других крупных объектов, но основное ее назначение – жилищное строительство по технологии PPVC. Кран специально разработан так, чтобы легко поднимать строительные бетонные модули массой 35–40 т на высоту до 150 м без потери грузоподъемности из-за дополнительного веса стального каната диаметром 28 мм.

Конструкторами Jaso разработаны четыре конфигурации модульной контрстрелы. Радиус контрстрелы составляет от 18,1 до 29 м. Опционно предлагается противовес из стальных блоков, чтобы уменьшить радиус контрстрелы еще на 1,8 м.

Кран может перевозиться в стандартных 40-футовых морских контейнерах ISO, нет необходимости использовать контейнеры специального типа. Ни одна из секций стрелы не имеет высоту более 2,65 м. Башня крана состоит из секций длиной 5,6 м, с размерами сечения 2,16х2,16 м. Упрощает перевозку и складная конструкция контрстрелы, самый тяжелый компонент которой весит 10 т.

Jaso J1400
Recom RTT 670 с коротким оголовком
Итальянская компания Recom, краностроительный бизнес которой с брендом Comedil купила корпорация Terex, в 2017 г. выпустила новую линейку башенных кранов с коротким оголовком, состоящую из трех моделей г/п от 16 до 32 т. В конструкции этих кранов совмещаются преимущества безоголовочных и крепящихся к возводимому зданию башенных кранов. Инновационная конструкция позволяет перевозить и монтировать стрелы вместе с грузовыми тележками, канатами и приводом, что сокращает время монтажа. Контрстрела также имеет новую конструкцию – складывается для транспортировки без демонтажа таких деталей, как платформы и поручни для обслуживающего персонала.
Recom RTT 670

Свой комментарий об использовании кранов нам предоставил один из самых опытных экспертов Санкт-Петербурга, заслуженный строитель, технический директор ООО «КранКомпани» Пётр Николаевич Толстолуцкий:

«Безусловно, крайне интересно читать о новых технологиях, инновациях, успехах отечественных и зарубежных краностроителей. Но давайте вернемся на грешную землю и поговорим о приоритетах конечных потребителей, а это конечно же строители и собственно арендные компании.

Итак, что нужно строителям? Может быть, скорость крана? Нет, это не приоритет. Так ли важно поднять щит опалубки на 15-й этаж, условно говоря, за 10 секунд или 20? Нет, на самом деле это не важно, важно сделать это безопасно, безаварийно и иметь возможность делать это много-много раз подряд. Грамотные строители экономят время при правильной организации работ, а безграмотных не спасет высокоскоростной кран, скорее, наоборот, приведет к аварии.

Нужна ли строителям какая-то сверхгрузоподъемность башенного крана? В подавляющем большинстве случаев не нужна. Ведь что мы поднимаем на стройке: бетон, арматуру, опалубку, лифтовые шахты, лестничные марши. При грамотной расстановке кранов на объекте среднестатистической грузоподъемности 8–10 т вполне достаточно.

Важен ли строителям бренд? Важен ровно до тех пор, пока речь не заходит о цене.

Так что имеем в сухом остатке? Строителям нужен НАДЕЖНЫЙ кран. Кран – это «сердце» стройки: встал кран – и все встало, стоят бригады, стоят и крутят бетон миксеры, стоят неразгруженные машины, волнуются заказчики, срываются сроки, и – убытки, убытки, убытки... Что толку от уникального редуктора и грузового барабана, позволяющего развить невероятную скорость подъема, если он стоит, как новый трамвай и его оперативная замена и ремонт не возможны? Что толку от уникальных, суперсовременных и прогрессивных «компьютерных мозгов» крана, если залипание концевика на морозе отправит всю систему в нокаут, а ближайший человек, который может ее восстановить, находится в офисе в Германии?

Строителям важна высота свободностоящего крана, чтобы по возможности обходиться без пристежек.

Строителям важно иметь максимально возможную длину стрелы, чтобы максимально перекрывать объект краном.

Строителям важны простота и скорость монтажа и демонтажа крана.

И конечно же строителям важна стоимость крана. Увы и ах, «нефтяные нулевые» в далеком прошлом, денег нет ни у кого и ни на что, пришло новое поколение управленцев и менеджеров, готовое «резать косты» везде, зачастую в ущерб качеству и здравому смыслу.

А что важно для арендных компаний, для тех, кто обслуживает строителей?

Ну, во-первых, само собой надо угодить строителям.

Во-вторых, важны надежность и простота оборудования. На рынке огромный дефицит квалифицированных кадров, грамотного электрика-наладчика найти и удержать очень проблематично, поэтому чем проще электрооборудование крана, тем лучше. Кроме того, простое оборудование и стоит дешевле, и доступнее оно, также можно подобрать аналоги или выкрутиться подручными средствами.

И в-третьих, конечно, очень важное значение имеет цена. В условиях, когда строители не готовы платить за бренд, инновационные технологии и высокую квалификацию обслуживающего персонала, цена, стоимость владения, срок окупаемости выходят на первое место.

Мы для себя выбрали фаворита, выбрали марку крана, на которую сделали ставку, а что будет на рынке, что выберет потребитель – покажет время».